Выставка «В городе Л.» стала результатом поездки московской художницы Жанар Берекетовой в небольшой городок Казахстана — Лисаковск. Уже не первый раз общение художницы с другом по переписке выливается в творческий проект («D+Z (Даша+Жанар)» из цикла выставок «Неформальные встречи»). Жанар выстраивает отношения не только с собеседником, но и с городом, где тот живёт.
За 19 лет переписки у Жанар установилась прочная связь с самим Лисаковском. Отчасти поэтому она выбирает перформанс как основную форму творческого акта с городом. Художница не просто гуляет по улицам, дворам и площадям, она физически взаимодействует с местом: ныряет в реку (перформанс «Береги дыхание»), замазывает камень грязью (перформанс «To the roots») или бездействует в ожидании реакции окружающего мира на её присутствие (перформансы «Равновесие» и «Лобное место»).
«Ты неумелая» – первое, что слышит зритель вместе с Жанар во время перформанса «Лобное место». Голос за кадром будто обращается не только к художнице, но ко всем, кто его слышит, тем самым даря возможность пережить на себе эмоциональный эксперимент. На выставке всего два объекта со звуком. Во втором: наушники с песней «Лисаковск» группы «318» подключены к почтовому ящику, являющимся отсылкой к ранним перепискам друзей. Этот объект символично зацикливает историю их дружбы, которая началась с отправленного Жанар диска System of a down в Лисаковск. Город вернул ей одноимённую песню о себе, и теперь через почтовый ящик любой может послушать её на выставке.
Жанар обозначает город Л. как типичный небольшой городок Казахстана. При этом во всех своих взаимодействиях с ним она ломает стереотипы, будь то катание с горки наоборот (перформанс «Слон») или бег за светом прожектора (перформанс «В центре внимания»). Её перформансы отражают сугубо личные отношения с городом.
Однако сопутствующие предметы на выставке – урна, сломанные карандаши, железо, камни – это лишь поверхностные воспоминания Жанар, но глубокие воспоминания жителей Лисаковска, которые каждый день пользуются мусорными урнами, ходят мимо многочисленных металлических объектов, а цветные карандаши принадлежат их детям.
На выставке важно присутствие самой художницы – она как бы продлевает своё пребывание в Лисаковске, и тем самым объединяет объекты и видео, себя и зрителей в единый перформанс, который завершится с окон чанием выставки 10 августа в 20:00.