«В городе Л.»

В пространстве Egin по Нурмакова 79 идёт персональная выставка Жанар Берекетовой «В городе Л.». Жанар в течение 19 лет хотела съездить в Лисаковск, где жил когда-то друг по переписке. И вот, добравшись, наконец, до города на букву Л, художница сняла там ряд перформансов и теперь их показывает. Однако выставка не о Лисаковске, «Город Л. — это любой небольшой город Казахстана, в котором, казалось бы, нет ничего интересного. Но что такое интересно?», – пишет художница. 

Искусствовед Ирина Ларина посетила выставку, поговорила с Жанар и написала текст для теперь уже постоянной авторской колонки. 

Выставка «В городе Л.» стала результатом поездки московской художницы Жанар Берекетовой в небольшой городок Казахстана — Лисаковск. Уже не первый раз общение художницы с другом по переписке выливается в творческий проект («D+Z (Даша+Жанар)» из цикла выставок «Неформальные встречи»). Жанар выстраивает отношения не только с собеседником, но и с городом, где тот живёт

За 19 лет переписки у Жанар установилась прочная связь с самим Лисаковском. Отчасти поэтому она выбирает перформанс как основную форму творческого акта с городом. Художница не просто гуляет по улицам, дворам и площадям, она физически взаимодействует с местом: ныряет в реку (перформанс «Береги дыхание»), замазывает камень грязью (перформанс «To the roots») или бездействует в ожидании реакции окружающего мира на её присутствие (перформансы «Равновесие» и «Лобное место»).  

 

«Ты неумелая» – первое, что слышит зритель вместе с Жанар во время перформанса «Лобное место». Голос за кадром будто обращается не только к художнице, но ко всем, кто его слышит, тем самым даря возможность пережить на себе эмоциональный эксперимент. На выставке всего два объекта со звуком. Во втором: наушники с песней «Лисаковск» группы «318» подключены к почтовому ящику, являющимся отсылкой к ранним перепискам друзей. Этот объект символично зацикливает историю их дружбы, которая началась с отправленного Жанар диска System of a down в Лисаковск. Город вернул ей одноимённую песню о себе, и теперь через почтовый ящик любой может послушать её на выставке. 

Жанар обозначает город Л. как типичный небольшой городок Казахстана. При этом во всех своих взаимодействиях с ним она ломает стереотипы, будь то катание с горки наоборот (перформанс «Слон») или бег за светом прожектора (перформанс «В центре внимания»). Её перформансы отражают сугубо личные отношения с городом.  

Однако сопутствующие предметы на выставке – урна, сломанные карандаши, железо, камни – это лишь поверхностные воспоминания Жанар, но глубокие воспоминания жителей Лисаковска, которые каждый день пользуются мусорными урнами, ходят мимо многочисленных металлических объектов, а цветные карандаши принадлежат их детям.  

На выставке важно присутствие самой художницы – она как бы продлевает своё пребывание в Лисаковске, и тем самым объединяет объекты и видео, себя и зрителей в единый перформанс, который завершится с окон чанием выставки 10 августа в 20:00.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски