Предисловие автора
Если вы хотите посмотреть трогательный фильм о первой любви, который ещё и выполнен в необычном хоррор-сеттинге, то «Вампирша-гуманистка ищет добровольца-суицидника» — это ваш выбор. Картина Ариан Луи-Зейз говорит на понятном молодому поколению языке, используя знакомые жанровые тропы для раскрытия камерной coming-of-age истории. У ленты определённо есть шанс стать культовым проектом, ведь посмотрев этот фильм, зритель обязательно влюбится в главных героев Сашу и Пола.
Сюжет
История крутится вокруг молодой вампирши Саши. Ещё в детстве её семья кровопийц убила на глазах девочки клоуна-аниматора, который пришёл поздравить героиню с днём рождения. Ужасный образ навсегда отпечатался в памяти девушки, отчего у той выработалась посттравматическое стрессовое расстройство. Уже став подростком (на самом деле ей 68 лет, но в вампирских годах это юный возраст) Саша всё ещё не может отрастить клыки и расправиться со своей первой жертвой. В итоге героиня продолжает жить с родителями, находясь в полной зависимости от их запасов крови.
В какой-то момент матери надоедает обеспечивать дочь, поэтому она выгоняет Сашу к старшей сестре в надежде, что подросток наконец станет полноценной вампиршей. После нескольких неудачных попыток найти жертву главная героиня встречает Пола — подростка-неудачника, мечтающего покончить с собой. Не долго думая, персонажи решают помочь друг другу. Однако их необычное знакомство вскоре перерастает в дружбу, а в последствии и в отношения.
Первая любовь
Конечно же, история первого убийства Саши рифмуется с первым сексуальным опытом. Вся та неловкость и определённого уровня наивность идеально переданы в одной из сцен фильма, где подростки пытаются оттянуть момент укуса: то они ставят музыкальные пластинки, то выходят подышать свежим воздухом, то обсуждают отстранённые темы. Когда долгожданный эпизод наконец наступает, девушка оказывается физически не готова к нему. В итоге нежелание Саши метафорически перейти из статуса подростка в полноценную вампиршу встречается критикой со стороны её семьи. Здесь легко можно провести параллели с давлением касательно сексуальной жизни, которое общество нередко оказывает на молодых людей.
Женский взгляд
«Вампирша-гуманист» Ариан Луи-Зейз не просто говорит о первой любви, а делает это с женской перспективы. Поэтому в течение фильма мы наблюдаем именно за моральными дилеммами Саши, которая боится стать взрослой, в то время как Пол без лишних раздумий соглашается и даже инициирует укус. Параллели здесь более чем очевидны. Однако красота этого подтекста не столько в его глубине, сколько в тонком исполнении постановщицы. Она достигает этого эффекта через различные мизансцены, композицию, музыку и постоянно мелькающую на экране кровь.
Хотя «Вампирша-гуманист» является полнометражным дебютом Луи-Зейз, постановщица исследовала тему первого сексуального опыта и его восприятия через женский взгляд во всех своих короткометражных работах. Так, героиня её дебюта «Дикая кожа» (2016) брала роль доминирующей фигуры во время секса со случайным парнем, лишая его субъектности. В её второй картине «Маленькие волны» (2018) девочка-подросток пытается справиться с первой влюблённостью, попутно познавая собственное тело. Во многом все эти работы перекликаются с другой, уже культовой coming-of-age лентой «Леди Бёрд» (2017) Греты Гервиг, где главная героиня также проходила через процесс взросления.
Другие фильмы о вампирах
С самого своего появления фильмы о вампирах не сходят с экранов. За последний только 2023 год были выпущены «Граф» от Netflix и «Ренфилд» с Николасом Кейджем. Если говорить о сериалах, то в прошлом году вышел уже пятый сезон «Чем мы заняты в тени» (2019-), основанный на «Реальных упырях» (2014) Тайки Вайтити. Ну и конечно же не стоит забывать о «Сумерках» (2008), споры вокруг которых не утихают спустя более 15 лет. Что примечательно, все эти проекты в той или иной мере играют с привычными тропами о вампирах.
Тем не менее, не каждый пример оказывается удачным, ведь в большинстве своём современные картины про вампиров не уходят дальше банального тыкания пальцем на всевозможные жанровые клише. «Вампирша-гуманистка» выгодно выделяется на фоне большинства схожих проектов, ведь она не пытается пошутить над устаревшей легендой о кровососущих убийцах, а рассказывает камерную и понятную историю. В этом плане работу Луи-Зейз хочется сравнивать в первую очередь с «Выживут только любовники» (2013), где уже повзрослевшая и вполне гуманистическая пара вампиров всё ещё продолжает любить друг друга.
Вывод
«Вампирша-гуманистка» напоминает множество coming-of-age картин и ещё большее множество фильмов про вампиров. Но эту ленту хочется хвалить и выделять среди других работ. Хотя в ней нет великого новаторства, в ней присутствует невероятное внимание к деталям и огромное количество зарисовок из жизни подростков, которые отражаются в сердцах смотрящих. Наблюдая за приключениями Саши и Пола, зрители будто переносятся в свои юношеские годы, заново переживая школьные проблемы и первую влюблённость.