ВЕЛИКИЙ, УЖАСНЫЙ И БЕЗНАДЁЖНЫЙ: НОВЫЙ АЛЬБОМ МАСЛО ЧЕРНОГО ТМИНА «WAFA»

На прошлой неделе масло черного тмина выпустил альбом, первый за пять лет. 

В новом материале Мансур Балтабек рассказывает о звучании альбома, и о том, почему оно его совсем не спасает.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ТРУДИТСЯ

История масло черного тмина началась около шести лет назад. В 2018 году андердога из ВКонтакте слушало какое-то смешное количество человек, и, вероятно, всё так бы и осталось, если бы не рэпер Хаски, рассказавший о казахстанском фрешмене своим слушателям. Тогда рэпер выпускал свою лучшую музыку: он старательно экспериментировал, пытался удивить слушателя и доказать, что творчески способен на многое.

Тяжело выделить что-то конкретное из того периода, но весь его артистизм с манящими мелодиями, грязными строчками и абстрактными картинами на обложках треков ненароком сводил с ума от желания понять и разобраться, кто стоит за всем этим.

Спустя полтора года уже достаточно известный Айдын, вооружившись  битмейкером-завсегдатаем DRK9SS, выпустил свой дебютник — альбом «kensshi». На нём выверенный почерк и звучание говорит со слушателем не только через дерзость, меланхолию, красивые напевы и притягивающую мелодичность, но и через образы, звуки, сэмплы и визуал. Тем не менее, слушать его на момент выхода было довольно сложно. Он получился тягучим, медленным и довольно большим, к чему было сложно приспособиться в эпоху разгара минималистичного трэпа. Но говорить о нём всё-таки очень хотелось.

После дебютной пластинки, двух EP и пары десятков синглов Айдын удалил все свои клипы и пропал из инфополя. Ходили слухи, что он принял ислам и ушёл из музыки, хотя сам артист продолжал выступать время от времени. Поэтому неожиданный и практически никак не прогретый релиз «WAFA» для многих стал сюрпризом.

КИТМАНИ МАЙЛАН

масло черного тмина сам по себе больше рэпер-отшельник, чем игрок, идущий по протоптанной карьерной тропе. Его нет в социальных сетях, свои клипы он удаляет, а о его жизни мало, что известно. Да и его самого нигде не видно, по крайней мере, если вы не живёте в российском мегаполисе, где он иногда выступает. 

Его отстранённый образ жизни полностью отражается в особенностях его творчества. Рэпер говорит в нём своим языком и абсолютно ничего не объясняет, а сама музыка находится в сторонке от всего актуального уже который год. В целом, ничего из этого ему кажется и не нужно. Его джазовые сэмплы, барабанные триоль-паттерны и обычная хип-хоп ударка отлично сочетаются с его вокалом и речитативом. Получается такое сплетение джаза с абстрактным хип-хопом на сэмплах под накрывающими уши строчками. 

МОЯ МУЗЫКА, МОЯ МУЗЫКА, МОЯ МУЗЫКА

Основная музыкальная составляющая «WAFA» — это размазанные по биту родес-пиано, пэды и синты под ухабистые и пыльные барабанные лупы: «ihwa» с сэмплом Portishead, словно скулящий «zimablack», и «lek» с певицей Сюзанной — фирменные, спокойные и иногда зловещие репрезенты, сделанные в духе знакомого меланхоличного звучания рэпера.

В то же время, открывающий альбом «muwafaka», предельно долгий и зомбирующий своим барабанным индастриал лупом «lublu» и «jd» в авторской манере заполняют альбом тёмными и плотными композициями.

На отшибе трек-листа расположились закрывающие альбом «wafa» и «outro». Первый построен на хаус бите, что для артиста в новинку, второй же спокен ворд на абстрактном сэмпле, зацепиться за который помогает перкуссия, растворённая где-то в комнате. Из знакомого здесь только голос самого рэпера.

Лирически пластинка совсем не радует. Складывается ощущение, будто релиз заполнен треками никому не известного начинающего рэпера. Дело не в том, что масло повторяет за самим собой, а скорее в том, что он, кажется, действительно частично плюёт на свой талант к написанию куплетов и припевов.

«Долбо*б, дуй свою коноплю

Я плюю на хип-хап, яп»

Конечно, в нём нашлось и что-то знакомое и притягательное, но за всем этим есть и то, что невозможно ни понять, ни оценить. К тому же куда-то делась та самая мелодичность, за которую рэпер всем полюбился.

«Это мой крик, фрик

Ты слит в миг

Я не поник в них

Я не раним bitch»

ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ

«kensshi» получился альбомом, собранным из незамысловатых инструментальных лупов и простецких сэмплов, которые можно легко найти на канале какого-нибудь мужика, публикующего туда оцифрованные версии своих любимых пластинок. «WAFA», в свою очередь, делает практически то же самое, только сложнее — он намеренно звучит более минималистично и неброско.

Релиз не позволяет в полной мере с ним соприкоснуться, всё что дозволено — послушать пару раз, и наверное, забыть. С ним сложно (да и не очень хочется) себя ассоциировать. Он не плох ни технически, ни идейно, но в корне отказывается говорить с публикой. Это происходит из-за напыщенного амплуа рэпера, существующего где-то на отшибе интернета, звучание которого уже не может выйти за пределы наработанного за многие годы стиля, хоть и очень пытается. 

В целом, на этом альбоме рэпер повторяет то, что нам предлагал его дебютник. Но когда-то зажжённая искра лирической бесподобности с прилипчивыми мотивами и магической мелодичностью пропала, а всё музыкальное на нём по этой причине попросту не загорается.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Teez: как нашумевший отечественный маркетплейс стремительно покоряет рынок
Бизнес
#технологии
Teez: как нашумевший отечественный маркетплейс стремительно покоряет рынок
Как прошла предновогодняя вечеринка d’Alba
Стиль
#красота
Как прошла предновогодняя вечеринка d’Alba
Идём на этно-концерт «Жаңа күн»
Город
#события
Идём на этно-концерт «Жаңа күн»
Зимнее солнцестояние и сай-фай-брутализм: идём на дневной рейв в Алматы
Город
#события
Зимнее солнцестояние и сай-фай-брутализм: идём на дневной рейв в Алматы
Сила принятых решений: как прошёл юбилей Amway Central Asia
Бизнес
Сила принятых решений: как прошёл юбилей Amway Central Asia