Велошах: Sen özingdi aldaisyn

Велошах: Sen özingdi aldaisyn

Инновационная идея авторитарных режимов — бег на месте на велотренажёре с чёткой инструкцией: крутите педали, останавливаетесь, делаете ход и снова крутите педали. И совсем необязательно, чтобы вы умели играть в эту игру, этого никто не заметит.

Главная героиня Дина (Салтанат Науруз) — опытная журналистка ведущего прогосударственного телевидения мастерски выполняет свою работу, хотя ясно, что её потенциал выходит далеко за рамки текущих задач освещения безупречной работы страны или власть имущих, — её таланты могли бы быть полезны и по ту сторону политического поля. 

Дина оказалась на распутье: она почти готова уйти «во вражеский лагерь», но перспектива карьерного роста — переход в пресс-службу министерств и продвижение по лестнице, на которой нужно лишь продолжать «бежать на месте», уже совсем рядом. К тому же эта работа приносит стабильный доход и позволяет оплачивать съёмную квартиру, а также  обучение  младшей сестры, фем-активистки, за которой она присматривает. 

Отношения Дины с её сестренкой Жанной (Асель Абдимавленовой), на мой взгляд, составляют важную часть в структуре фильма. Они наполнены теплом и искренностью, что резко контрастирует с внешне успешной профессиональной жизнью Дины. Именно рядом с сестрой Дина как будто находит свой внутренний баланс и ощущает себя наконец-то «на своём месте».

Образ Жанны, в моём понимании, репрезентирует целое поколение подрастающей молодежи — оно хрупкое, но смелое, оно умеет настойчиво отстаивать свои права и чётко знает, как  хочет жить. Тем не менее, оно, зачастую остается  невидимым, потому что его голос, хотя и может раздаваться эхом в соцсетях, главные экраны страны обходят его стороной. Отдельные овации тому, как в фильме воплотили образы этих девочек, и то как актрисы справились со своими ролями. Они перекликаются по духу и по возрасту с молодыми гонконгерами, которые и по сей день, со всех уголков мира, продолжают бороться за независимость своей страны.

Жизнь «по ту сторону» политического поля ненавязчиво мелькает в эпизодах картины, говоря, что это новая норма (норма ли?), когда активисты оказываются в меньшинстве, фотографирование номера такси становится обязательной мерой для безопасности, а жители с «модернизированным сознанием», сформированным государством, могут просто заклевать юных девочек за акцию протеста у подножия памятника Ленину. Символичен выбор локации как столкновение наследия империи с совершенно другим поколением. 

Новаторский проект любых авторитарных режимов — бег на месте. Но не быстро, а в среднем темпе. Не грустно, а веселее. И не с таким серьёзным лицом, а с улыбкой на лице. Главное — бежать на месте и не важно где и когда, даже в воскресенье в офисе. Всех, кто побежит вперёд — в автозак, а там твоей жизни грош цена. Кто же полковнику предъявит? 

Картина завоевала приз за лучший иностранный художественный фильм на XXIII выпуске фестиваля Tribeca в Нью-Йорке. Фильм действительно смотрится  легко и непринужденно, за счет этакой «телевизионной» кинематографичности. При всем этом, фильм на самом деле, как отметили жюри фестиваля, застаёт врасплох, достигая своей кульминации к концу и оставляя развязку за кадром вместе с чувством огромной тревоги у зрителя. 

Смею предположить,что для заграничного зрителя — это очередное экзотическое кино, от которого можно прийти в снисходительный ужас, несмотря на то, что явления, показанные в фильме, характерны и для некоторых демократических режимов. Ну а для локального зрителя изображённое в картине, может показаться обыденностью, мол, бывает и хуже. Тем не менее, это тоже способ сохранить коллективную память о том, что существует и что важно помнить. Или как пишет Галия Байжанова, «это почти документальный памятник абсурду казахстанской действительности». Я бы сказала, всей центральноазиатской действительности, которая катится чем дальше, тем глубже в ров, в 33 метра глубиной, а то и глубже. 

Весь фильм — это словно манифест стране, заключенный в словах финальной песни Kim Sen Qonyratbay Fam: «Sen özingdi aldaisyn» (ты заблуждаешься). Словно личный диалог режиссёра в поисках самости и духа с призывом к людям изменить своё сознание. Не зря в финале фильма звучит слово «стоп» как призыв остановиться всем нам и задать себе вопрос, что мы делаем и к чему это приведёт? 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски