«Какие эмоции вызывают у вас мухи? А что вы почувствуете перед полотном с четырьмя мухами? А с 27 мухами? Свои ощущения можно проверить на персональной выставке Аружан Жұмабек в @101.dump.gallery.
В работах Аружан муха – символ цикличности, выступает связующим звеном между живым и мёртвым. Однако художница не противопоставляет эти два состояния, наоборот, подчёркивает их взаимосвязь. Образы большинства полотен двойственны и не могут существовать по отдельности: плод в утробе, два парящих тела, две сросшиеся головы и другие.
Персонажи постоянно балансируют между жизнью и смертью. На одной из вышивок зародыш человекоподобного существа находится в промежуточном состоянии: он ещё не родился, то есть не обрёл физическую самостоятельность. Чудо рождения «уравновешивают» напоминающие о бренности бытия четыре мухи, расположенные, словно евангелисты, строго симметрично по четырём углам полотна.
В афише к выставке использована фотография художницы в образе ползучего существа с половиной тела и головой человека. Другая часть с хвостом и конечностями фантасмагоричного создания, сшитая из бархатистой ткани, представлена в виде инсталляции. Вместо девушки – земля – доказательство того, что существо не выжило.
Также нельзя разделить слившиеся затылками две головы, образующие создание подобное двуликому Янусу. Янус – божество древнеримской мифологии, связан с понятием времени, перехода, ключом. Лица направлены в противоположные стороны. Рты широко открыты. Одна из голов извергает поток воды, другая – поглощает летящие по горизонтали капли с такой болью, что её глаза зажмурены. Солнце питает их жизненные силы видимыми лучами в форме конечностей фантастического существа из инсталляции. Все элементы объединяются в единый жизненный цикл.
Единодушием выделяется крупный змей с человеческой головой. Но и его сущность неоднозначна. Плоско изображенное тело контрастирует с объёмной головой. В скольких измерениях обитают существа из вселенной Аружан? Возможно, ответ раскроется в её будущих работах»