Авторский хоррор
«Кукушка» вызвала интерес зрителей ещё с выхода первого тизера. Причиной этому стала студия Neon, которая спродюсировала фильм. Американская компания давно зарекомендовала себя среди синефилов в качестве главного поставщика авторского и зачастую не американского кино. За их плечами стоят такие крупные проекты как «Паразиты», «Титан», «Треугольник печали» и «Анатомия падения». Все они становились обладателями «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, а также множества других престижных наград.
В мире хорроров Neon тоже стабильно выпускает примечательные ленты. Среди них стоит отметить «В чужой шкуре», «Бесконечный бассейн» и готовящегося «Собирателя душ» с Николасом Кейджем. Поэтому логотип Neon напротив тайтла «Кукушки» сразу внушает доверие всем любителям фильмов ужасов.
Режиссёр
Интерес к «Кукушке» вызывает и режиссёр Тильман Зингер, который начал свою карьеру с хоррора «Медиум» в 2018 году. Тогда лента также была показана на Берлинале, но в программе Perspektive Deutsches Kino. Многие зрители раскритиковали дебютную работу, но позитивно восприняли необычный визуальный стиль Зингера. Спустя шесть лет немецкий постановщик возвращается на фестиваль с новым фильмом ужасов, доведя свой ретро-стиль до совершенства.
Сюжет
17-летняя девушка Гретхен оказывается вынуждена покинуть родной дом в США и переехать к отцу и его новой семье в Германию. Вчетвером они заселяются в один из особняков в таинственной зоне отдыха, расположенной в немецких Альпах. Гретхен пытается сблизиться с младшей сестрой, но даётся ей это с трудом, ведь маленькая девочка предпочитает общаться на языке жестов, несмотря на идеальный слух.
Семейные тяжбы — это далеко не самая большая проблема девушки, ведь буквально с первых секунд нахождения в зоне отдыха она сталкивается с целым рядом необъяснимых и пугающих явлений. Среди них есть и блюющие постояльцы местного отеля, и периодические провалы в памяти Гретхен, и нападение таинственной женщины со светящимися глазами. В итоге героиня оказывается в центре загадочного клубка, который ей предстоит распутать, попутно узнав о страшном прошлом своей семьи.
Фильм для фанатов
Если вы не любите фильмы ужасов, то просмотр «Кукушки» заставит вас пожалеть о потраченном времени. Поэтому логично, что большинство критиков на Берлинале разругали ленту за нелепый сюжет. Конечно, претензии к картине обоснованны, но красота этого произведения как раз и заключается в тех самых нелепостях, безумных плот-твистах и неуклюжем юморе.
Этими приёмами Тельман Зингер будто признаётся в любви к фильмам ужасов прошлого и совершает поклон в сторону дешёвых итальянских хорроров 1970-х, которые сегодня уже обрели культовый статус. Поэтому в картине присутствует и нарочито яркая цветовая палитра, и изобилие крови в каждом кадре, и мета-комментарии от героини Хантер Шафер (как бы обращённые к зрителю) о нелепости происходящего. Всё это создаёт определённую неповторимую атмосферу фильма, который не боятся показать всю условность жанра.
В этом плане «Кукушка» следует тренду на ностальгию, который в последние годы начал набирать обороты в хоррорах. Тут можно вспомнить новое прочтение «Суспирии» от Луки Гуаданини, где тот также играл с избитыми тропами итальянского поджанра «джалло». Другим духовным братом «Кукушки» следует назвать «Злое» от Джеймса Вана. Там режиссёр выставляет на показ все клише слэшеров, пытаясь напомнить зрителем о более прямолинейных и временами дурацких фильмах ужасов того времени. «Кукушка» вбирает в себя лучшие элементы двух картин, удачно ломая знакомые сюжетные линии прошлого, при этом оставляя дух низкобюджетных европейских проектов.
Жанры
Хотя «Кукушка» в первую очередь относится к жанру хорроров, картина вбирает в себя элементы и sci-fi фильмов, и coming-of-age драм. Так, работа Зингера рассказывает историю взросления Гретхен, которая пытается справиться с расставанием с матерью и адаптироваться к реалиям европейской жизни. Мы наблюдаем за первой влюблённостью героини и следим за развитием её отношений с младшей сестрой. Всё это, конечно же, вписано в жанровый троп final girls. Но «Кукушка» интересным образом играет с клише и показывает неконвенциональную последнюю девушку, которая с лёгкостью занимается сексом с первой встречной и активно борется с антагонистами фильма. Поэтому фильм с Хантер Шафер, несмотря на внешнюю простоту, оказывается куда глубже, чем очередной дешёвый хоррор.
Вывод
«Кукушка» — это самобытное кино, которое успешно строится вокруг столетней истории жанра. Постоянные отсылки к «Сиянию», «Психо» и «джалло» фильмам работают именно потому что зрители знакомы с устоявшимися конвенциями хорроров. Тем не менее Зингер не просто показывает ностальгические образы, а использует их для рассказа современной, смелой и в меру смешной истории о взрослении и принятии себя.