«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски

На прошлой неделе состоялась премьера отечественного комедийного хоррора «Жезтырнақ» от режиссёра Анвара Матжанова. Попытка переработать образы казахской мифологии в удобоваримое жанровое кино давно витает в головах местных авторов. Однако до недавнего финансового успеха «Дәстүр» сюжеты о всевозможных албасты, жалмауыз кемпір и джинах чаще всего уходили в стол. Теперь же отечественному зрителю следует ожидать всё больше хоррор проектов разного качества. 

Одной из первых ласточек нового для страны жанра можно назвать «Жезтырнақ», ведь за картину взялись как опытные сценаристы, так и эффективный жанровый режиссёр. А на главные роли утвердили относительно популярные, но не примелькавшиеся на больших экранах лица. Тем не менее, всего этого оказывается недостаточно, чтобы показать публике хоть сколько-нибудь интересное высказывание. 

О том, что не так с «Жезтырнақ» рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет

В лучших традициях жанра, картина начинается с cold open сцены, где публике кратко и эффектно демонстрируют главную нечисть фильма. Здесь эту роль выполняет жезтырнақ Айна, которая пытается затащить к себе домой недальновидного парня Мираса. На первом свидании девушка ведёт себя как мечта любого стереотипного молодого человека: она отказывается от ужина, предлагает заплатить за двоих, а затем и вовсе сбегает с ухажёром, не закрыв счёт. Далее Айна подвозит Мираса к себе домой. Дело, казалось бы, уже близится к сексу. Однако далее вскрывается, что вся семья девушки — это голодные жезтырнақи, а Мирас — их сегодняшний ужин. 

Каким-то чудом парень сбегает из особняка и добирается до родительского дома. Но и тут девушка настигает героя, предлагая устроить свадьбу и попутно закрыть все долги семьи Мираса, да ещё и включить их в бизнес отца. Естественно, родственники нашего протагониста закрывают глаза на все предостережения о жезтырнақах, предпочитая сфокусироваться на деньгах от будущих құдалар. 

Неудачная попытка социального высказывания

Казахстанские киноделы явно посмотрели какое-то количество фильмов ужасов, за что их следует похвалить. А вот за что хвалить не приходится, так это за способность воровать увиденное, едва ли адаптируя краденное под нашу реальность. Сюжет «Жезтырнақ» выглядит как смесь эстетики семейства Калленов из «Сумерек» с идеями из «Прочь» Джордана Пила. Только если в картине 2017 года говорили о расизме, то у нас обсуждают классовое неравенство. Так, семья Мираса принадлежит к слою населения страны, погрязшему в долгах и кредитах. Пока они ютятся в маленьком домишке, у Айны с родственниками в распоряжении целый замок, украшенный колоннами, витражами и другими атрибутами богатой жизни. 

Здесь напрашивается параллель между вампиристыми жезтырнақами и проворовавшимися бизнесменами. Авторы лишний раз указывают на метафору то за счёт говорящих имён типа Өтебай Алтынов и Өлмес, то через повторяющиеся реплики «мы — обычные люди» и «небось всё это наворовали». Конечно, радует желание сценаристов заявить темы сосуществования представителей двух разных миров в рамках одной страны, но дальше пары фраз в начале картины посыл не движется. Заканчивается лента классическим тропом про примирение двух семей с условным хэппи-эндом и замахом на продолжение. 

Поэтому попытка авторов снять местный elevated horror по типу работ A24 и Neon оказывается недееспособной. Ведь заявить понятную тему оказывается недостаточно, следует хоть как-то её осмыслить, а не ударяться в классические комедийные сюжеты.

Работаем как конвейер

Отдельное внимание стоит обратить на автора картины Анвара Матжанова. Люди, не погружённые в отечественную киноиндустрию, скорее всего прежде не слышали это имя. Тем временем в его послужном списке присутствует несколько хитов миллиардников. Среди них две части «Бизнеса по-казахски» и феномен прошлого года «Таптым-ау сені». Постановщик делает крайне успешные, непритязательные, народные ленты, однако количество проектов, в которые вовлечён Матжанов, объективно пугает. В одном только 2024 году он выпустил на экраны аж пять фильмов, включая готовящийся на следующей неделе сиквел «Таптым-ау сені». Здесь же стоит отметить, что в этом году постановщик уже снял другой комедийный хоррор «Тастаймын-ау сені» (сюжетно не связан с «Таптым-ау сені»), который провалился в прокате и также неумело заигрывал с социальными темами. 

Учитывая такую плотную занятость, о какой-либо проработке истории в «Жезтырнақ» говорить не приходится. Это очередной проект, снятый на скорую руку и по понятным для комедийного режиссёра лекалам. Поэтому даже в относительно новом для Казахстана жанре мы видим сплошную тематическую вторичность. Здесь и шутки про разный быт богатых и бедных, и сцена очередного казахского тоя, и продолжительная драка с дешёвыми визуальными эффектами, которая заставляет зрителя скучать уже после первых пяти минут. В итоге ужасы у нас снимаются как комедии, а комедии вызывают ужас.

Запоминающийся визуал 

По какой-то причине жезтырнақи в фильме — это вампиры. Как ехидно замечает один из героев фильма, это на западе украли идею наших жезтырнақов. Тем не менее, дизайн персонажей оказывается полностью скопирован с «Сумерек», а шутки напоминают нечто среднее между «Мрачными тенями» и «Реальными упырями». Да и финал картины более всего походит на «Ночной дозор». 

Несмотря на сюжетную и визуальную вторичность, хочется похвалить костюмеров, художника-постановщика, мейк-ап артистов и актёров, сыгравших тех самых жезтырнақов. Благодаря им отечественный зритель действительно оказывается в новом для себя мире. В первую очередь выделяются наряд матери Алтыновых, состоящий из вороньих перьев, и чёрный костюм брата, ярко контрастирующий с его бледным, кукольным лицом. Точно также запоминаются кроваво-красное логово жезтырнақов и тёмный дом Өтебая. А нарочито топорная игра актёров (здесь это комплимент), в которой они проговаривают все свои мысли и действия, идеально вписывается в образ потусторонних существ, неспособных понять людей. 

Вывод

«Жезтырнақ» — это эклектичная, мало чем примечательная работа средней руки, которая мечется между жанрами комедии и ужасов, не давая ничего внятного ни в одном из них. Социальный месседж сегодня можно встретить в любом жанровом казахстанском кино, поэтому указание на классовое неравенство тоже мало чем может удивить даже самого непритязательного отечественного зрителя. 

Тем не менее, выход «Жезтырнақ» — одна из первых попыток внедрить хоррор в казахстанские реалии. Только за 2024 год это уже третья работа в жанре. А уже через месяц нас ожидает выход «Әніл» Акана Сатаева, весной мы увидим «Дәстүр 2» Алишера Утева и «Кадета» Адильхана Ержанова. Наличие трёх узнаваемых имён отечественной индустрии показывает желание наших авторов изучить новое для себя направление. Нам же остаётся только надеяться, что подход к этому жанру далее будет чуть более внимательным, чем калька американских фильмов вперемешку с избитыми комедийными тропами.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Как умер бьюти YouTube: история одного скандала
Ликбез
#истории
Как умер бьюти YouTube: история одного скандала
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом про Бога, секты и Radiohead
Культура
#кино
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом про Бога, секты и Radiohead