Сюжет
В лучших традициях жанра, картина начинается с cold open сцены, где публике кратко и эффектно демонстрируют главную нечисть фильма. Здесь эту роль выполняет жезтырнақ Айна, которая пытается затащить к себе домой недальновидного парня Мираса. На первом свидании девушка ведёт себя как мечта любого стереотипного молодого человека: она отказывается от ужина, предлагает заплатить за двоих, а затем и вовсе сбегает с ухажёром, не закрыв счёт. Далее Айна подвозит Мираса к себе домой. Дело, казалось бы, уже близится к сексу. Однако далее вскрывается, что вся семья девушки — это голодные жезтырнақи, а Мирас — их сегодняшний ужин.
Каким-то чудом парень сбегает из особняка и добирается до родительского дома. Но и тут девушка настигает героя, предлагая устроить свадьбу и попутно закрыть все долги семьи Мираса, да ещё и включить их в бизнес отца. Естественно, родственники нашего протагониста закрывают глаза на все предостережения о жезтырнақах, предпочитая сфокусироваться на деньгах от будущих құдалар.
Неудачная попытка социального высказывания
Казахстанские киноделы явно посмотрели какое-то количество фильмов ужасов, за что их следует похвалить. А вот за что хвалить не приходится, так это за способность воровать увиденное, едва ли адаптируя краденное под нашу реальность. Сюжет «Жезтырнақ» выглядит как смесь эстетики семейства Калленов из «Сумерек» с идеями из «Прочь» Джордана Пила. Только если в картине 2017 года говорили о расизме, то у нас обсуждают классовое неравенство. Так, семья Мираса принадлежит к слою населения страны, погрязшему в долгах и кредитах. Пока они ютятся в маленьком домишке, у Айны с родственниками в распоряжении целый замок, украшенный колоннами, витражами и другими атрибутами богатой жизни.
Здесь напрашивается параллель между вампиристыми жезтырнақами и проворовавшимися бизнесменами. Авторы лишний раз указывают на метафору то за счёт говорящих имён типа Өтебай Алтынов и Өлмес, то через повторяющиеся реплики «мы — обычные люди» и «небось всё это наворовали». Конечно, радует желание сценаристов заявить темы сосуществования представителей двух разных миров в рамках одной страны, но дальше пары фраз в начале картины посыл не движется. Заканчивается лента классическим тропом про примирение двух семей с условным хэппи-эндом и замахом на продолжение.
Поэтому попытка авторов снять местный elevated horror по типу работ A24 и Neon оказывается недееспособной. Ведь заявить понятную тему оказывается недостаточно, следует хоть как-то её осмыслить, а не ударяться в классические комедийные сюжеты.
Работаем как конвейер
Отдельное внимание стоит обратить на автора картины Анвара Матжанова. Люди, не погружённые в отечественную киноиндустрию, скорее всего прежде не слышали это имя. Тем временем в его послужном списке присутствует несколько хитов миллиардников. Среди них две части «Бизнеса по-казахски» и феномен прошлого года «Таптым-ау сені». Постановщик делает крайне успешные, непритязательные, народные ленты, однако количество проектов, в которые вовлечён Матжанов, объективно пугает. В одном только 2024 году он выпустил на экраны аж пять фильмов, включая готовящийся на следующей неделе сиквел «Таптым-ау сені». Здесь же стоит отметить, что в этом году постановщик уже снял другой комедийный хоррор «Тастаймын-ау сені» (сюжетно не связан с «Таптым-ау сені»), который провалился в прокате и также неумело заигрывал с социальными темами.
Учитывая такую плотную занятость, о какой-либо проработке истории в «Жезтырнақ» говорить не приходится. Это очередной проект, снятый на скорую руку и по понятным для комедийного режиссёра лекалам. Поэтому даже в относительно новом для Казахстана жанре мы видим сплошную тематическую вторичность. Здесь и шутки про разный быт богатых и бедных, и сцена очередного казахского тоя, и продолжительная драка с дешёвыми визуальными эффектами, которая заставляет зрителя скучать уже после первых пяти минут. В итоге ужасы у нас снимаются как комедии, а комедии вызывают ужас.
Запоминающийся визуал
По какой-то причине жезтырнақи в фильме — это вампиры. Как ехидно замечает один из героев фильма, это на западе украли идею наших жезтырнақов. Тем не менее, дизайн персонажей оказывается полностью скопирован с «Сумерек», а шутки напоминают нечто среднее между «Мрачными тенями» и «Реальными упырями». Да и финал картины более всего походит на «Ночной дозор».
Несмотря на сюжетную и визуальную вторичность, хочется похвалить костюмеров, художника-постановщика, мейк-ап артистов и актёров, сыгравших тех самых жезтырнақов. Благодаря им отечественный зритель действительно оказывается в новом для себя мире. В первую очередь выделяются наряд матери Алтыновых, состоящий из вороньих перьев, и чёрный костюм брата, ярко контрастирующий с его бледным, кукольным лицом. Точно также запоминаются кроваво-красное логово жезтырнақов и тёмный дом Өтебая. А нарочито топорная игра актёров (здесь это комплимент), в которой они проговаривают все свои мысли и действия, идеально вписывается в образ потусторонних существ, неспособных понять людей.
Вывод
«Жезтырнақ» — это эклектичная, мало чем примечательная работа средней руки, которая мечется между жанрами комедии и ужасов, не давая ничего внятного ни в одном из них. Социальный месседж сегодня можно встретить в любом жанровом казахстанском кино, поэтому указание на классовое неравенство тоже мало чем может удивить даже самого непритязательного отечественного зрителя.
Тем не менее, выход «Жезтырнақ» — одна из первых попыток внедрить хоррор в казахстанские реалии. Только за 2024 год это уже третья работа в жанре. А уже через месяц нас ожидает выход «Әніл» Акана Сатаева, весной мы увидим «Дәстүр 2» Алишера Утева и «Кадета» Адильхана Ержанова. Наличие трёх узнаваемых имён отечественной индустрии показывает желание наших авторов изучить новое для себя направление. Нам же остаётся только надеяться, что подход к этому жанру далее будет чуть более внимательным, чем калька американских фильмов вперемешку с избитыми комедийными тропами.