Как Gen Z делят быт? И что заставило их научиться готовить

Как Gen Z делят быт? И что заставило их научиться готовить

Мир меняется быстро, и зумеры — первые, кому приходится адаптироваться к непредсказуемым условиям. Резкое изменение стоимости жизни, а затем пандемия Covid-19, экономический, геополитический и энергокризисы вносят свои коррективы в жизнь людей — даже на самом бытовом уровне. Как изменилось представление о ведении быта у последнего повзрослевшего поколения?

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ

Примерно сто лет назад мир проживал резкие фундаментальные изменения — возможно, даже более глубокие, чем сейчас. От домашних крестьянских хозяйств люди по всему миру начали переходить к «работе на работе». Если раньше женщины были вовлечены в трудовую деятельность так же, как мужчины, а домашние обязанности полностью совпадали с работой, то теперь получение основного дохода в большей степени легло на плечи мужчин. В то время женщины оказались практически заперты дома — ведение быта и образ хранительницы очага гораздо более применим к предыдущему столетию, чем к предшествующим временам. 

Со временем статус housewife окончательно закрепился в культуре. Вспомните любимый сериал об Америке пятидесятых годов — например, популярное шоу Mad Men. Идеализированный образ жены-хозяйки у современного зрителя часто вызывает возмущение, но ещё совсем недавно он был нормой. 

Ужас такого положения состоит в том, что нормой оно было не везде. Ваши бабушки и дедушки, скорее всего, в равной степени были участниками оплачиваемого труда, то есть в семье работали оба её взрослых представителя.

Однако очень сложно представить, чтобы на мужчину в таком мире ложились домашние обязанности: готовка, уборка, стирка (а стирать тогда приходилось руками!), уход за детьми и стариками — буквально всё приходилось на женщину. Чаще всего это применимо и к поколению X, в котором женщины были вынуждены работать и жертвовать карьерными успехами, ради того, чтобы хорошо справляться с бытовыми обязанностями. 

ИМЕЕТ ЛИ ЭТО СМЫСЛ?

Некоторое время назад в ‘98mag выходил материал про Gender Pay Gap – о гендерном разрыве в доходах. Тогда мы рассказывали о том, по каким именно причинам сложилась такая ситуация. Главным образом виноваты «домашние дела»: ведение быта обходится женщинам дорого. Оно отрицательно влияет на карьерный рост, а также вынуждает женщин выбирать позиции с меньшим уровнем дохода, меньшим потенциалом и большой текучкой кадров, поскольку часто именно они в случае возникновения непредвиденных обстоятельств вынуждены менять работу или отказываться от неё вовсе. 

Всё это сильно бьёт по кошельку семьи. Gen Z стали первыми, кто в значительной степени ощутил такое давление. Это связано с тем, что выход на рынок труда и образование семейных пар пришлось на период огромного роста цен на недвижимость, особенно если рассматривать их как соотношение дохода к стоимости жилья. Во многих странах взросление представителей Gen Z совпало со значительным увеличением цен на жизнь в целом. Выжить на зарплату только одного члена семьи стало практически невозможно, поэтому достижение финансового успеха — важная цель для каждого из партнёров, независимо от пола. Привычный расклад нескольких предыдущих поколений дал трещину, а представители поколения Z стали строить новый семейный стандарт разделения обязанностей. 

 

КАК GEN Z ДЕЛЯТ ДОМАШНИЕ ДЕЛА

Существует много интересных, подчас противоречивых исследований относительно того, как представители поколения Z решили поделить ведение быта. Например, есть интересное исследование текущего года о представлениях японских зумеров – это граждане страны и представители культуры, где гендерное разделение ролей всегда было выражено довольно ярко. 

Они хорошо показывают разницу между своим поколением и предыдущим. Среди четырёхсот опрошенных студентов с примерно равным гендерным составом около  83% согласились с тем, что приготовление детских бенто (японские завтраки или обеды, собранные в коробочки) является гендерно нейтральным занятием. Однако лишь 4.5% заявили, что их отцы участвовали в таком простом занятии, как подготовка бенто. Аналогичная ситуация с уборкой в туалете и ванной комнате: если 93% зумеров посчитали, что делать это могут и мужчины, и женщины, то лишь немногим более 20% сказали, что их отцы этим занимались. 

С другой стороны, есть исследования по тридцати развитым странам, демонстрирующие, что девушки-зумеры тратят  на ведение домашних дел в среднем около сорока пяти минут в день, в то время как у парней это занимает только тридцать. Из более, чем двух тысяч опрошенных американцев, около 39% молодых женщин пожаловались на то, что партнёр не помогает им в ведении быта, среди молодых мужчин этот же показатель достигает лишь 27%. 

МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ И ПАНДЕМИЯ

Вы наверняка видели резко набравший популярность тренд – люди активно обсуждают, что из-за неспособности позволить себе дорогостоящие покупки, как собственное жильё, многие зумеры предпочитают жить здесь и сейчас. Они выбирают относительно дорогие покупки и больше готовы на хобби и развлечения, поскольку «всё равно никогда не купят квартиру». Представители Gen Z больше предрасположены и к разным формам «аутсорсинга» домашней работы – например, они очень любят заказывать еду и готовят несколько меньше, чем предыдущие поколения. 

Однако всё стало менее однозначно после того, как пришла пандемия, люди оказались заперты в своих собственных квартирах, а кафе и рестораны потеряли возможность работать так же активно, как раньше. Готовая еда оказалась экономически менее привлекательна. К тому же именно в этот период повзрослевшие зумеры столкнулись с выходом на рынок труда, необходимостью обеспечивать себя самостоятельно и реальной стоимостью товаров и услуг. 

LET’EM COOK

На помощь пришло хорошо забытое старое: готовка. Готовка очень быстро стала новым трендом. В этом отношении очень помог TikTok, потому что многие блогеры быстро освоили пустующую нишу и начали предлагать короткие, простые, доступные и универсальные рецепты, которые не требуют предварительной подготовки. Это удачно совпало с общими проблемами в «бытовых скиллах», которые начались ещё у миллениалов. 

Общая мода на готовку превратила её в гендерно-нейтральное занятие, чего нельзя было сказать ещё несколько десятилетий назад. Даже проблема с приобретением продуктов для неё была полностью решена: сервис доставки Choco Рядом полностью избавляет от необходимости тащить домой тяжёлые пакеты. Превратить готовку в интересный процесс теперь можно быстро и удобно, без опасения забыть что-то из заранее составленного списка покупок. По найденному в социальных сетях рецепту легко составить нужную корзину, которая всего за 15 минут окажется у вас дома. 

Безотносительность приготовления пищи к гендерным ролям стала важна для зумеров ещё и потому, что многие из них жили с родителями немного дольше, чем предыдущие поколения. Готовка стала способом сепарации, пусть медленной и неуверенной, но новой частью перехода к самостоятельной жизни. Для любящего учиться поколения Z готовка превратилась также и в способ осваивать новые навыки, кроме того — это очень медитативное занятие, помогающее избавиться от постоянной тревожности и какое-то время вырваться из паутины интернета. 

ТРЕНД НА ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО? УВЫ, НЕТ. 

Хотя кажется, что представители Gen Z значительно более прогрессивны, чем предыдущие поколения, это не всегда оказывается так. Например, в публикации французского маркетингово-исследовательского агентства Ipsos опросы молодых людей показывают удивительные результаты. 

Около четверти представителей поколения заявили, что мужчина, который остаётся дома для ухода за детьми и ведения быта, «менее мужчина», чем те, кто работает. С этим утверждением согласны только 11% представителей поколения бейби-бумеров – людей, которые обычно представляются значительно более консервативными. Более того, среди зумеров 54% опрошенных мужчин поколения Z считают, что от мужского населения требуют слишком много поддержки гендерного равенства, тогда как среди бумеров только 43% солидарны с ними в этом вопросе.

Исследований о том, как представления о гендерном равенстве и отношение к Woke-культуре влияет на разделение домашних обязанностей, пока нет – они требуют времени. Но, несомненно, культурно-политические представления об обществе в целом оставляют свой отпечаток и на ведении быта. Поэтому есть значительная опасность того, что молодые мужчины вновь станут более консервативными, по крайней мере, мы и сейчас видим эту тенденцию. Тренды а-ля TradWife нашли такой широкий отклик во многом именно поэтому. 

И всё-таки выравнивание в разделении домашнего труда неоспоримо, особенно при сравнении представителей мужчин из Gen Z и их отцов, поскольку последние практически не участвовали в выполнении домашних дел, за исключением тех, которые считаются «традиционно мужскими». Кроме того, зумеры показывают наибольшую гендерную поляризацию в вопросах о «правильности» участия мужчин в ведении домашнего хозяйства. Например, в вопросе Ipsos о мужчинах, которые остаются дома для ухода за детьми, «менее мужчинами» их посчитали только 20% женщин из Gen Z, среди мужчин доля ответивших утвердительно достигает 31%. 

Дополнительным важным фактором является и то, что в современном мире сложно представить человека, который не способен самостоятельно удовлетворять свои базовые потребности: зумеры взялись за готовку, и, может быть, тренд на оттачивание мастерства в ведении других домашних дел тоже не за горами. И всё же это очень молодое поколение, а его представление о ведении быта может измениться под влиянием внешних условий, экономики, культуры и даже случайно завирусившегося видео в TikTok. Будем следить за тенденцией. 

 

#партнёрский

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски