Краткий гайд по казахстанской литературе: тренды, сообщества и интернет

Краткий гайд по казахстанской литературе: тренды, сообщества и интернет

Каждому знакомы имена Кунанбаева, Мусрепова, Ауэзова и других. Их произведения отвечали духу времени и отражали реалии жизни, формируя культурную идентичность в том виде, котором она известна нам сегодня. Но что насчёт современных казахстанских писателей и писательниц? 

Авторка ‘98mag Мари Романова разобралась в современных литературных трендах и попыталась понять, куда движется казахстанское литературное искусство. Также основательница литературного онлайн-журнала для женщин-авторов «Айна» Алима Сулейменова рассказала о женском письме в Казахстане и важности сообществ в современной литературной практике.

Обсудить эту тему с ней лично можно будет уже завтра на паблик-токе 11 октября в рамках ежегодного Book Fest 2024 в сети магазинов «Меломан» и MARWIN.

Какие тенденции есть в современной казахстанской литературе?

Особую роль в казахстанской литературе играет тема исторической памяти и связи себя с собственным народом и культурой. Вопрос о национальной идентичности часто можно встретить на страницах современных писателей, которые описывают быт народа, затрагивают роль языка, традиций и ориентиров предков. Подобную тенденцию можно проследить, к примеру,  в романе Мухтара Шаханова «Заблуждение цивилизации». Автор поднимает вопрос о развитии общества и важности традиций. 

Другие же писатели заглядывают в прошлое. Книга Марии Омар «Мёд и немного полыни» рассказывает о жизни трёх поколений женщин из одной семьи и показывает важность сохранения принадлежности к собственным корням. Примечально то, что история реальная и написана по мотивам жизни бабушки и мамы самой Марии.

Влияет ли глобализация на творчество казахстанских писателей?

Несколько лет назад Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова выпустил хрестоматию «Казахстан в моей судьбе». Сборник содержал произведения представителей разных этносов, проживающих в Казахстане, которые делились тем, как приехали в страну и как эмиграция повлияла на их жизнь и самоощущение. Столкновение культур в литературе характерно не только для казахстанского писательского творчества. Это говорит о том, что глобализация не обошла литературу стороной, а казахстанские писатели идут в ногу со временем. Похожие по духу произведения можно найти в произведениях «Сочувствующий» Вьет Танг Гуена или «Sour Heart» Дженни Чанга. По словам доктора филологических наук Алуа Темирболат, особое место в творчестве казахстанских писателей занимает философия всеединства и тесное переплетение людских судеб. 

Не секрет, что писатели пишут о том, что близко им. Это тоже один из популярных мировых трендов, который перекочевал в наше литературное творчество. Так, сочетание того, что волнует писателя, и темы, которые актуальны в народе, всё чаще можно найти в современных книгах. Одно из таких произведений принадлежит Таласбеку Әсемқұлову. Его роман «Талтүс» рассказывает историю взросления традиционного музыканта и поднимает такие темы, как взросление, взлёты и падения на пути к своим целям. 


А как обстоят дела с детской литературой?

«Приключения Бату и его друзей» Зиры Наурзбаевой и Лили Калаус, «Я так хочу жить» Аделии Амраевой, «Алька и серебряная тамга» Нурайны Сатпаевой — это одни из немногих детских книг, выпущенных за последние несколько лет. В них угадываются литературные тренды, которые присущи детской и подростковой литературе по всему миру — экологические проблемы и тема природы, нон-фикш, развитие эмпатии и эмоционального интеллекта. Детская казахстанская литература помогает маленьким казахстанцам узнавать больше о родной земле и традициях. 

Детский писатель Ксения Рогожникова говорит: «Особенность детской литературы заключается в её глубокой связи с уникальной природой страны. Наша задача — увлекательно рассказать им про исчезающие виды, вдохновить завтрашних взрослых на изучение и заботливое отношение к природным сокровищам страны». Примерами могут стать сборник произведений казахстанских авторов «Тайны гор и степей», а также «Сәлем, Табиғат!» журналистки и писательницы Майи Акишевой. 

Что такое женское письмо и какие тренды популярны внутри него?

Ещё один литературный тренд, который успешно набирает обороты и в нашей стране, — это женское письмо. Оно появилось вместе с развитием движения борьбы за женские права. Дисциплина сформировалась в XX веке, во вторую волну феминизма, и стала закономерным ответом на социальные изменения. Она исследовала литературу через женский опыт.  

В то же время были основаны первые издательства, которые публиковали утраченные или игнорируемые произведения, написанные женщинами. В университетах появились курсы по женской истории и литературе. Феминистки Элен Сиксу, Люс Иригарей и Юлия Кристева впервые стали говорить о необходимости создания нового языка для передачи женского опыта через письмо. Они считали, что именно лингвистические изменения помогут улучшить социальное положение женщин. 

Алима Сулейменова, основательница литературного онлайн-журнала для женщин-авторов «Айна»:

«Казахстанских писательниц значительно больше, чем мы себе представляем. Возможно, они и сами не до конца понимают, что они — будущее современной литературы. Почти все произведения, которые мы получаем в рамках опен-коллов, так или иначе отражают либо собственный опыт рассказчиц, либо актуальные темы. 

Многое из того, что мы отобрали для двух выпусков, — это личные истории из детства, проживаемой реальности и переживаний. Часто встречается тема отцов и детей, принятие окружающими, психическое здоровье, гендерное равенство, материнство, самоидентификация и социальные вопросы».

 

Автофикшн — это литературный жанр, который полюбился многим фемавторкам. Он позволяет с вариативностью рассуждать о пережитом опыте, при этом используя художественный вымысел. Например, книга «Пять лет» Камилы Ковязиной раскрывает сложные темы, которые знакомы многим женщинам, но они считаются слишком постыдными — послеродовая депрессия, мизогиния, неприятие себя. Другое произведение, — «Однажды в Казахстане» Анастасии Нам, — напоминает читателям о важности осознания собственной ценности и учит распознавать моббинг. 

Прозаик Альгерд Бахаревич отмечает: «Женская литература не так хорошо представлена в публичном поле, как мужская, и поэтому для меня проблема прежде всего в том, чтобы голос женщин был слышим. Когда ты пишешь что-то, всегда ставишь себя на место других людей, персонажей, пытаешься посмотреть на свой текст глазами читателей и читательниц».

Алима Сулейменова, основательница литературного онлайн-журнала для женщин-авторов «Айна»:

«Литература, написанная казахстанками, пока еще не представлена во всех жанрах. Также нет проявления и глобальных тенденций, однако имеются некоторые значительные сдвиги в этом направлении. Радует, что появляется больше автофикшн, а также семейных историй, где описывается жизнь нескольких поколений одной семьи. Ещё одна важная тенденция — это истории современников, то есть рассказы о людях, которые живут прямо сейчас и проживают тот же опыт, события и, возможно, травмы, что и автор.

Есть книги, в которых поднимаются вопросы культурной идентификации и роли женщин в обществе, и ещё пишется детская литература, где часто можно найти отсылки к нашей мифологии. Мне кажется, что то, что мы получаем в заявках в “Айна”, — это и есть срез современной женской литературы».

Особенности литературного творчества в нашей стране

Для казахстанской литературы характерно патриархальное отношение к писательницам. Жанар Секербаева, основательница казахстанской феминистской организации, в статье «Вчитываясь в женское письмо» отмечает: «В современном Казахстане сильны тенденции возврата к так называемым семейным ценностям с привязкой к религиям, где женщина является всего лишь матерью, няней, домохозяйкой, дочерью. По сути, она лишена права на субъектность, определение своих желаний, занятие творчеством, каким бы, например, могло бы быть писательство или поэзия».

Алима Сулейменова, основательница литературного онлайн-журнала для женщин-авторов «Айна»:

«В традиционном казахстанском обществе у женщин есть данные и принятые ею роли. Иногда счастливые, но иногда и нет. Поэтому путь разнится от одной девушки к другой — бывает, порой, сердце сжимается от страха и сострадания к женской доле. Я считаю, что, когда история получается хорошей, то важно об этом писать, чтобы другие читали и сверяли свои компасы. А когда плохая — то тоже нужно, чтобы никто не боялся себя защитить. 

Проблема в том, что очень многое табуировано, особенно когда это касается женского опыта. Это важно и нужно менять. Было бы интересно почитать и о женских ролях, которые существуют вне рамок традиционных семейных ценностей. Ведь это тоже путь».

Зачем нужны литературные сообщества и какова их роль?

Сегодня в Казахстане существует несколько литературных сообществ, которые активно стимулируют писательское творчество. Начало положил общественный фонд развития культуры и гуманитарных наук «Мусагет», созданный на рубеже нового тысячелетия. Он активно поддерживал развитие казахстанской литературы среди тех авторов, которые начали писать после распада СССР. После его закрытия со смертью основательницы Ольги Марковой, в 2009 году начала действовать Открытая литературная школа Алматы (ОЛША). В ней обучают по четырём основным направлениям — прозе, поэзии, драматургии и детской литературе. Также на регулярной основе проводятся различные съезды, лекции и семинары. 

Существует также Клуб писателей Казахстана, который открылся в 2017 году, а участие в мероприятиях доступно всем желающим. Молодым писателям оказывается всесторонняя поддержка — от помощи в написании до обучения основам продвижения своих произведений. 

Женщины тоже создают писательские клубы или кружки. Их основная идея заключается в том, чтобы дестигматизировать опыт писательниц и помочь им найти поддержку друг в друге. Например, писательский онлайн-курс для женщин «Семейная этнография» или писательская инициатива на базе книжного клуба Junta.

Алима Сулейменова, основательница литературного онлайн-журнала для женщин-авторов «Айна»:

«В нашей стране существует не так много форм поддержки литературного творчества. Есть несколько конкурсов, премий, но ресурсов, где можно получить обратную связь на свою работу, по крайней мере с точки зрения моего опыта, нет. Когда отправляла работы, это давало какой-то стимул к развитию своего писательского потенциала. Однако потом всегда наступала тишина. Осенью прошлого года участвовала в акселераторе креативных индустрий в Доме 36. Там был представлен мой проект — издательство взрослой литературы. Но пока мы разрабатывали идеи и занимались питчингом, я поняла, что необходимо издательство женской литературы.

“Айна” — это возможность впервые реализовать свое творчество, расписаться и получить обратную связь, а для тех, кто уже имеет опыт в письме, журнал дает  возможность публиковать малые произведения между своими большими проектами. Также журнал дает отличные возможности для нетворкинга — онлайн или вживую. Я сама познакомилась уже со столькими женщинами! Все они разные — от возраста до творческих поисков. Кто-то из них только начал писательский путь, а кто-то уже подписывает договоры с издательствами. Это так круто и вдохновляюще. 

У меня уже появились планы по общим мероприятиям журнала, а совсем недавно мы запустили клуб писательниц Aina. Он создан для тех, кто хочет еще глубже погрузиться в процесс, найти свое сообщество и поддерживать друг друга в творчестве. Сейчас оттачиваем работу и тестируем лучший формат». 

Какова роль интернета в развитии литературного творчества? 

Алима Сулейменова, основательница литературного онлайн-журнала для женщин-авторов «Айна»:

«Быть автором_кой нелегко. Сначала нужно прийти к этому, пронести историю через себя, написать её и найти тех, кто издаст книгу. На последнем этапе часто могут возникнуть различного рода трудности и непредвиденные сложности. Если издаться получается, то можно получить признание и продать тираж. Самое сложное — найти читателя, которому она будет близка, и он захочет её поддержать. Важно строить личный бренд и растить аудиторию до того, как книга появится. 

Интернет и онлайн-платформы значительно улучшили жизнь современных писателей. Прежде всего благодаря скорости публикации. Сегодня это можно сделать гораздо быстрее — например, в журнале “Айна”, — в то время как издание печатной книги может занять неопределённое время. К тому же, у писателей появляется возможность публиковаться без посредников, сразу получать обратную связь и взаимодействовать со своими читателями. Его основная миссия – поддерживать женское литературное творчество, а также помочь писательницам найти своих читателей, издателей и заказчиков». 

Более того, в некоторых случаях интернет может создавать и задавать писательские тренды. Завирусившийся в американском TikTok нишевый сегмент для любителей книг под хэштегом #BookTok может как помочь продвинуть книгу, так и разнести её в пух и прах. Криэйторы создают собственные подборки книг для чтения, обсуждают популярные жанры и авторы, а также могут влиять на вкусы и читательские привычки своей аудитории. Хэштег BookTok собрал более 37 миллионов просмотров, а также простимулировал продажи книг во всех чартах. 

В казахстанском сегменте есть свой аналог — #кiтапtok. Блогеры популяризируют казахстанскую литературу и помогают молодым людям полюбить чтение. Например, тиктокерка Айша Байдильбаева делится тем, что её аудитории нравятся книги, которые дают пищу для размышлений на остросоциальные темы: несправедливость, равноправие, традиционализм и другие. 

Алима Сулейменова, основательница литературного онлайн-журнала для женщин-авторов «Айна»:

«Для многих интернет стал тем пространством, куда можно заходить с темами, которые в печати отвергаются. Онлайн-среда даёт возможность говорить тем, кого слышно меньше всего, однако кто хочет как-то проявиться в этом мире. И, что важно, Интернет-пространство позволяет женщинам из разных уголков земли собраться с одной общей целью — делиться и продвигать своё творчество и давать возможность собственным голосам звучать громче. 

А ещё обучаться и обучать. Мне кажется, что, если в ближайшие несколько лет у казахстанской литературы — женской или мужской — будет возможность писать на волнующие темы, без запретов и отражать реальную жизнь на бумаге, то это будет большим прорывом для современного общества». 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски