В последние годы дискуссия о запрете ЛГБТКИА+-пропаганды в Казахстане всё чаще встаёт на повестке дня. В то время как сторонники запрета апеллируют к защите традиционных ценностей, критики указывают на манипуляции общественным мнением и возможные политические последствия.
Авторка ‘98mag Мари Романова поговорила с экспертами из Education Community, чтобы узнать, какие последствия появятся после возможного запрета ЛГБТКИА+-пропаганды и почему казахстанцам необходимо солидаризироваться.
Как связаны петиция, дискриминация и политическая гомофобия?
Для нашей страны дискуссия о необходимости запрета ЛГБТКИА+-пропаганды не нова. В начале июня петиция «Мы против открытой и скрытой пропаганды ЛГБТ в РК», запущенная «Казахстанским союзом родителей» (КСР), собрала 50 тысяч подписей необходимых для официального рассмотрения. По итогам собранного обсуждения с рабочей группой Министерство культуры всё же решило частично поддержать петицию. А год назад депутат мажилиса Ардак Назаров заявил, что за распространением ЛГБТКИА+-идеологии в Казахстане стоят международные западные организации. Из других прецедентов, которые привлекли внимание общественности, можно отметить запрет к показу мультфильма «Базз Лайтер» компании Pixar или блокировку сайта SelfTanu.kz, который был направлен на помощь ЛГБТКИА+-подросткам в осознании себя, своей идентичности, а также в вопросах ментального здоровья.
Human Rights Watch призвала казахстанских властей отклонить петицию. Всё дело в том, что она «выходит за рамки критериев, изложенных в национальном законодательстве, которое прямо исключает предложения против прав и свобод человека». В статье отметили, что петиция прямо дискриминирует ЛГБТКИА+-сообщество и «злоупотребляет риторикой защиты детей для ограничения основных свобод».
Согласно статье No Support: Russia’s “gay propaganda” law implies LGBT youth, закон об ЛГБТКИА+-пропаганде считается ничем иным, как примером политической гомофобии. В докладе ООН, опубликованном в 2015 году, Управление Верховного комиссара по правам человека осуждает тенденцию к гомофобной риторике в политических целях. Особенно во время предвыборных кампаний. Отмечается, что чаще всего такое явление можно проследить в Гамбии, Малайзии, Египте и России.
По данным Human Rights Watch, в законодательствах стран, которые принимают запреты на пропаганду, можно встретить достаточно расплывчатые формулировки определений ЛГБТКИА+-пропаганды. В статье также уточняется, что это позволяет правительствам криминализировать политических оппонентов.
Education Community:
«Пропаганды ЛГБТКИА+ не существует. Это подтверждают как достоверные исследования, так и рецензируемые научные журналы. ЛГБТКИА+-сообщество не призывает людей к насилию и не ограничивает права человека. Утверждение, что существует пропаганда — нелогичное и совсем не соответствует правде.
Если говорить о петиции КСР, которую частично поддержало государство, то потенциальный законопроект напрямую нарушает базовые права человека. Речь идёт не только о свободе от дискриминации на основе СОГИ (сексуальная ориентация и гендерная идентичность — прим.ред.), но и о праве на жизнь, свободы, труд, образование, а также на свободу убеждений и безопасности».
Что не так с «защитой интересов детей»?
Руководительница КСР Багила Балганбаева неоднократно призывала к защите юных казахстанцев от распространения неправильных моделей отношений путём запрета ЛГБТКИА+-пропаганды. В соседних России и Узбекистане уже действуют подобные законы. В России, к примеру, запрещено транслировать «материалы, которые пропагандируют нетрадиционные сексуальные отношения и смену пола» в рекламе, кино и СМИ.
Education Community:
«Делая выводы из последних событий, становится ясно, что защита интересов детей – это предлог, который используется в качестве оружия против ЛГБТКИА+-сообщества. Один из примеров – КСР выступает против полового просвещения среди детей и подростков и оправдывают это вышеупомянутой защитой интересов. И когда вся страна сочувствовала боли и опыту девочки из Кызылорды, Союз родителей представил данный случай, как подтверждающих их доводы.
По мнению представителей Союза родителей сексуальное просвещение и знания о телесной автономии не должны преподаваться подросткам, так как развращают ум и разум».
Как ущемление прав одной уязвимой группы людей влияет на другие?
Human Rights Watch указали, что «несмотря на международные обязательства, Казахстан не включает сексуальную ориентацию или гендерную идентичность в законодательства для защиты от дискриминации». Некоторые активисты по правам человека высказывались о возможном принятии закона о «Запрете пропаганды ЛГБТ» в Казахстане. Например, Бахытжан Торегожина в интервью для DW считает, что само появление петиции уже является тревожным звонком. Жанар Секербаева в том же интервью отметила, что подобный закон «не должен и не может появиться в стране, так как это нарушение конституционных прав граждан».
Основной фокус частично принятой петиции пришелся на защиту несовершеннолетних от сексуализированного насилия. Председатель Комитета по делам молодежи и семьи Кайрат Комбаров отметил, что «никто не может подвергаться дискриминации, в том числе по признаку пола или любым другим обстоятельствам». Также он добавил, что «влияние пропаганды ЛГБТ на детей еще нужно научно обосновать».
Education Community:
«Наше общество достаточно квирфобное, а умело продуманные схемы ненависти, проецируемые через защиту прав других групп, только подпитывают существуют фобии. Например, один из пунктов петиции гласит, что она поддерживает закон, который обязует «защищать ребенка от отрицательного воздействия социальной среды, информации и пропаганды, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» (статья 36 Закона РК «О правах ребенка»).
В таком случае государству удобно поставить под сомнение любую информацию, – в частности от независимых СМИ, журналистов и блогеров, – которая не соответствует данному нарративу. Мы видим как в стране задерживают независимых журналистов и активистов, а потенциальный законопроект о запрете пропаганды ЛГБТКИА+ станет еще одним рычагом давления».
«Так, ограничивая права одной группы людей, государство может легко ограничить права другой. Сработает эффект домино, особенно для тех, кто и так уже подвергается дискриминации – женщины, дети, люди с инвалидностью, ВИЧ-положительные персоны и многие другие».
Солидаризация = борьба за демократию?
Education Community:
«Казахстанское гражданское сообщество прекрасно понимает социально-политическую ситуацию в стране. Подобные гражданские движения и объединения подтверждают, что в Казахстане достаточно стремительно развивается борьба за демократию. На примере петиции видно, как благодаря солидаризации ЛГБТКИА+-сообщества и союзни_ц и их усилиям в рамках рабочей группы, удалось остановить полное принятие петиции как минимум на год.
Но общественное терпение не вечное, и в какие-то моменты это будет периодически приводить к массовым недовольствам. Казахстанцы, возможно, станут еще более чувствительными к социальным проблемам. Различные недавние события по теме бытового насилия и сексуальной эксплуатации показывают, что общество уже активно борется с дискриминационными мерами».