Олимпийская форма Казахстана: как создавалась и какой могла быть

Летние Олимпийские игры стартовали всего пару дней назад, а наши спортсмены уже успели завоевать медали и поднять флаг Казахстана. Но поскольку встречают по одёжке, всем нам близка была тема того, в чём пойдут наши спортсмены завоёвывать новые пики атлетических подвигов.

Нашей авторке Алиме Амиралине стало интересно, каков процесс создание олимпийской формы. Итоги её изысканий читайте в нашей новой статье.

Олимпийская форма – тема безусловно волнующая как и олимпийский комитет, так и обыкновенного зрителя и фаната спорта. Нелепая форма сразу попадёт в глаза, а красивая – обратит внимание даже мимо проходящего. Олимпиада – всегда соревнование не только спортсменов, но и национальных брендов. Кто из нас сверхдержава, а кто ею только притворяется? Кто готов дать баснословные деньги на форму, а кто готов срезать угол в бюджете? 

Самую обсуждаемую форму в этом году представила Монголия, которая сделала ставки на аутентичность и локальность. США тоже не остались в стороне и предложили комбинацию жакетов расцвета американского флага и джинсы – что ещё может быть более Аmerican? Некоторые формы сильнее отдавали вкусовщиной. Покажите форму Канады свои знакомым, и кому-то она будет по душе, а кому-то нет.

А как дела обстоят со сборной Казахстана?

Об олимпийской форме казахстанских спортсменов  

В феврале Министерство спорта и туризма объявило конкурс на дизайн формы казахстанской команды на играх в Париже. В плане было провести два этапа конкурса: на первом в течение 10 дней принимались заявки на дизайн, а на втором планировалось выбрать победителя в середине марта. Участвовало в соревновании восемь дизайнеров, но прошли даты объявления победителя конкурса, а со стороны организаторов – тишина. 

Уже 29 марта Министерство предлагает казахстанцам ознакомиться с шестью кандидатами и их эскизами со словами «Затем вы можете проголосовать за понравившийся вариант и оставить отзыв». Сроки голосования не упоминались. Ссылка на голосование на данный момент не работает, а посмотреть полные эскизы выбранных дизайнеров не даёт закрытый доступ в Google диске. Не прошло и 15 дней, как внезапно 10 апреля начинается новый конкурс на дизайн формы. Причина: комиссии не понравился ни один дизайн первого конкурса. Второй конкурс был проведён с 10 по 15 апреля, а 18 апреля объявили официальную форму Олимпийской сборной. 

История довольно скомканная, особенно учитывая, что и с пошивом формы информации почти нет. Напомню, что в прошлом году во время Азиатских игр спортсмены жаловались на качество экипировки – профессиональная велогонщица Алина Саркулова назвала форму «одноразовой». 

Форма казахстанских спортсменов на Азиатских играх 2023

В 2023 году форма производилась казахстанской компанией Zibroo, но, как оказалось, товар купили в Китае. Цена формы завышена в три раза – государству был причинён ущерб в размере 383 миллионов тенге. Об аресте замглавы Дирекции развития спорта при Министерстве туризма и спорта по этому делу сообщило Агентство финансового мониторинга в феврале нынешнего года.

В этот раз Министерство решило не рисковать. В ведомстве заявили, что форму будет шить испанский бренд спортивной одежды Joma – компания отшивает одежду для ряда других стран, включая сборную Испании. Министр Ермек Маржикпаев обещал, что на пошив формы денег из бюджета потрачено не будет. Всё было изготовлено на средства спонсора, который пожелал остаться анонимным. По словам министра, «когда форма будет на руках, они сами себя назовут». На вопрос о стоимости формы он лаконично ответил, что стоит она «немало», но назвать точную цифру отказался.

Дизайнеры

Мы попытались связаться с дизайнерами, участвовавшими в конкурсе, — дать интервью согласилась только одна дизайнер. Ольга Питерскова работает в двух направлениях: первое – графический дизайн в сфере брендинга и рекламы, второе – дизайн одежды. В конкурсах она участвует не в первый раз как лично, так и от лица компании.

Прошлым летом в Астане состоялся конкурс на разработку экипировки для Олимпийских игр во Франции по видам спорта брейк-данс и скейтбординг. Тогда Ольга выиграла призовое первое место. Ранее совместно с компанией BLS Group она одела сборную на Азиатских играх в Тайпее-2018. 

Вот как она описывает свой опыт участии в конкурсе: 

Конкурс этого года затянулся и сроки были нарушены. А когда его отменили, прозвучала унизительная формулировка – извините, но достойных нет. И вот объявляется второй конкурс. В итоге, я не сплю двое суток и готовлю новую коллекцию. И успеваю! Ведь это теперь был вопрос принципа. Всем стало интересно, интрига возрастала – кого продвинут?

И вот мы увидели эскизы победителей. Приглядевшись, можно было увидеть логотип Joma. Испанская компании Joma принимает заказы заранее — за год или, как минимум, за полгода. Исходя из этой информации, понятно, что всё было было предрешено уже в конце 2023 года. Конкурс формы для брейк-данса был организован летом 2023 года –  тогда же должен был состояться конкурс на штатную Олимпийскую форму».

Ранее Ольга уже участвовала в конкурсе на дизайн формы казахстанской сборной по брейк-дансу прошлым летом (фото представлены Ольгой):

Конкурс на разработку формы для вида спорта по брейк-дансу завершился ещё в июле 2023 года. Вместо одного победителя решили выбрать почему-то трёх. Сказали, что ни один не дотягивает до победы. В дальнейшем эта фраза станет ключевой. Нам заявили, что втроём в команде мы создадим что-то лучше. В тройку победителей включили меня и ещё двух дизайнеров: Ерлана Оспанова и Марину Стригун. 

Шоу подведения итогов конкурса было очень красивое. Впечатлял и масштаб того, что нам предлагали позже: поддержку, менторство, участие в проекте лучших творческих людей страны и их сопровождение. Но прекрасный сон развеялся в момент, и правила изменились. Организатор Ирина Харитонова предложила работать над коллекцией… бесплатно. В итоге, мы потратили свои собственные деньги на найм юриста для отстаивания своих прав, а само участие в конкурсе обошлось порядка 700 000 тенге.

Формулировка для нас при этом была жёсткая: «Будете работать дальше? Не хотите, как хотите». Тогда я сказала себе, ну, ладно, придётся потерпеть ради Олимпийских игр. Но это было не самое печальное. 

Менторы, которые обещали вести нас за руку в подготовке дизайна формы, не отвечали на попытки связаться с ними даже в мессенджерах. Да и в процессе работы атмосфера была не самой приятной. От одного из организаторов конкурса постоянно звучали упрёки о том, какие мы неопытные, неумелые и что должны сказать «Спасибо» за то, что с нами работают бесплатно. 

Длилась эта история долго. Лично я отрисовывала всю коллекцию полностью. Были отработаны все технические рисунки и графика новой коллекции. На тот момент были готовы юридические документы от моего ИП с нашим авторством, но своевременно подписать их отказались, как выяснилось, тянули время. В итоге проект не был доведён до логического конца.

Меня каждый день спрашивают: «Ну, что, когда мы увидим твои костюмы?», а я не знаю, что отвечать. Знаю только одно – со своей стороны я сделала всё возможное для создания и выпуска новой коллекции Олимпийской формы».

Вопрос денег

Странности Олимпийской формы встречаются не только в Казахстане. В 2012 году бренд Ralph Lauren, производитель формы США, тоже был замешан в скандале, когда стало ясно, что форма производится в Китае. Сократить расходы хочется всем. 

В том же году проблемы с формой были и у испанской сборной. Пожелав сэкономить во время национального кризиса, государство выбрало бесплатную униформу от российского производителя. Заплатить пришлось унижением – форма выглядела абсурдно.

В такие моменты возникает вопрос сколько вообще должна стоить Олимпийская форма и стоит ли больших затрат? Олимпийские игры – одна из самых больших площадок, на которой можно создать промо не только атлетам, но и стране. В этом году такого результата добилась Монголия, благодаря красивому дизайну своей формы. Она была создана улан-баторским брендом двух сестёр Michel & Amazonka. Каждый комплект был создан индивидуально для каждого атлета, а сам пошив длился три месяца.

Для сравнения, над формой казахстанской сборной в интернете шутят – очень уж она похожа на школьную. На наш вопрос о том, что дизайнер думает о нынешней форме, Ольга дала вот такой анализ:

Нужно отметить, что то, как мы выглядим, напрямую влияет на наше эмоциональное состояние. Давайте разберём костюм, состоящий из пиджака, брюк и юбки. Конкретно этот образ должен быть особенным, но не получилось. Костюм достаточно инфантильный. Юбка выше колена, фасон “солнце-клёш”. В целом выглядит несерьёзно.

О силуэте костюма. Полуприлегающий костюм такого типа должен подчёркивать основные линии: грудь, талию и бёдра. Здесь мы этого не наблюдаем, так как в основе заложены плохие лекала и не выверена посадка. В итоге силуэт получился мешковатый, не подчеркивающий достоинства спортивной фигуры.

Очень много контрастных линий, расположенных под разными градусами. Они спорят между собой как размером, так и градусом наклона. Низ пиджака вступает в условный спор с белой оторочкой на отложном воротнике, а именно – разный градус наклона, поэтому нарушается композиция».

Итог

Олимпийские игры – большая возможность продвинуть бренд государства. Не зря страны соперничают за возможность принимать гостей в своих городах. То же самое и со всеми участниками игр. Для стран участвовать в играх сулит привлечение туристов и позитивный пиар, а для индивидуальных спортсменов – доказать, что они лучшие в своём деле. 

На прошлой Олимпиаде Казахстан показал неудачный результат – ни одной медали, а на летних играх в Токио завоевали 8 медалей, но ни одного золота. В этом году разница уже на лицо. Всего пару дней с начала игр, а в кармане Казахстана уже одна золотая звезда. 

Сейчас болеем за наших спортсменов в той форме, что есть. Самая обычная футболка может стать любимой, благодаря воспоминаниям, связанных с ней. История помнит победителей. Как они были одеты становится второстепенной деталью перед холодным фактом победы.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Культура
Парадокс Родри: как незаметный герой завоевал «Золотой мяч»
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
Культура
#кино
Увлекающий, убивающий, утомляющий «Ужасающий»
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
Культура
#кино
«Спираль»: неудачная экранизация хоррор-манги Дзюндзи Ито
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Бизнес
#люди
«Казахстан стал для меня открытием»: интервью с фотографом Кэлли Эх
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя
Культура
#кино
Почему все смотрят «Ван-Пис» 25 лет спустя