Почему «Казахфильм» не платит аниматорам и другие проблемы казахстанской анимации

Неделю назад в инстаграме появилась страница сообщества аниматоров «Қазақ анимациясының мәселелері». Её создатели занимаются тем, что поднимают проблематичные темы в индустрии отечественной анимации. Например, почему «Казахфильм» задерживает зарплаты сотрудникам, почему мультфильм «Алтын Адам» до сих пор не вышел и зачем нужны профсоюзы аниматоров?

Редакция ‘98mag связалась с некоторыми аниматорами и запросила официальный ответ «Казахфильма», чтобы разобраться в сложившейся ситуации.

Критика казахстанской анимации и индустрии кино

17 января 2024 года Министр культуры и информации РК Аида Балаева разместила в своем инстаграме видео, в котором она подробно разобрала проблемы студии «Казахфильм» и казахстанской киноиндустрии. Она рассказала, что сегодня киностудия имеет ряд проблем в финансовом, административном и хозяйственно-структурном плане. Также упомянула, что студия не выплачивает заработные платы своим сотрудникам, в связи с чем, имеет задолженности. Это подтверждают и аниматоры, с которыми связалась редакция ‘98mag: 

Зульфия (имя изменено по просьбе героини): 

«Алтын Адам» стал моим вторым проектом. Я была и черновым, и чистовым аниматором. Оплата производилась за количество секунд в месяц. Мне скидывали аниматик, и я анимировала. Затем после подтверждения черновой, делала чистовую [анимацию]. Концепты тоже предоставляли. Я уделяла работе пару часов в день, так как она, по сути, была подработкой. С учётом налогов платили 18 тысяч за секунду. В целом, это неплохая заработная плата для СНГ, но учитывая объём работы –  низкая. Ведь обычно черновой и чистовой аниматоры – это разные люди. 

Но я не жаловалась и старалась взять себе больше секунд, так как мне срочно нужны были деньги на лечение зубов дочери. Однако процесс работы сильно затягивался, потому что меня просто игнорировали. Даже по ошибкам не объясняли точно, приходилось каждый раз гадать – пойдёт или нет. Один раз, когда хотела спросить насчёт задержек зарплаты, меня игнорировали целых две недели. Лид-аниматор читал сообщения, но не отвечал на них. 

Я связывалась регулярно, но оставалась без ответа. Потом написала режиссёру, он сообщил, что некоторые сцены они убирают насовсем. Остальные кадры тоже нуждались в изменениях, о которых меня не предупредили. Исходя из этого, мне сказали, что никакой оплаты не будет. У аниматоров принято так, что даже если над сценой была проделана работа, но её не берут в финальную версию, то время, затраченное на разработку, все равно должно оплачиваться. Иначе выходит рабский труд. Мне кажется, что с таким успехом, они могли полностью поменять весь сценарий и никому не заплатить. 

Я ждала две недели, чтобы получить хоть какую-то обратную связь. И то, все начали как-то двигаться, когда режиссёру позвонил мой муж и начал требовать деньги за проделанную работу. Они согласились выплатить зарплату при условии, что я внесу правки и закончу работу над сценами. Окончательный платёж ждала почти три месяца. Для меня это было подработкой, поэтому, в целом, я могла потерпеть. Но были и те, для кого эта работа была основной».

Виолетта (имя изменено по просьбе героини), участница «Қазақ анимациясының мәселелері»:

Я работала со студией «Казахфильм» некоторое время назад. И, хотя, это длилось всего пару месяцев, опыта хватило на всю жизнь. Там было всё – от тотальной неорганизованности до отсутствия договоров и выплат. 

С таким отношением в индустрии, в основном, сталкиваются студенты и начинающие аниматоры. Бывает сложно поверить, что тебя могут обмануть в месте, где работают твои преподаватели, но после первых нарушений прав, становится неясно – куда вообще обращаться за помощью? 

Многие предпочитают забыть об этих ситуациях, но те, кто все же решает не спускать дело на тормозах и начинают требовать выполнения обязанностей со стороны работодателей, сталкиваются с давлением. Им начинают звонить, манипулировать и заговаривать зубы».

Мы сделали запрос в «Казахфильм», чтобы разобраться в ситуации с задолженностями о которых говорят аниматоры. Вот что нам ответили: 

Бюджет фильма «Алтын Адам» составляет 378 миллионов тенге. Его заказчиком является НАО «Государственный центр поддержки национального кино», что делает киностудию «Казахфильм» подрядной организацией по производству работ. 

В рамках производства фильма, киностудия произвела все выплаты по трудовым договорам. Неоплаченными остались оказанные услуги по договорам ГПХ. Причиной стало то, что НАО «Государственным центром поддержки национального кино» не принял финансовые и творческие отчёты по производству «Алтын Адам». При НАО действует Экспертный совет, который даёт рекомендации по принятию фильмов, а также признанию их национальными. «Алтын Адам» был принят с учётом доработок (до 29 марта 2024 года). Однако НАО не был согласен с рекомендациями Экспертного совета и подал иск в суд против киностудии «О взыскании суммы оплаченного аванса, неустойки, и понуждении передачи завершенного полнометражного анимационного фильма «Алтын Адам». Таким образом это усложнило выплаты по договорам ГПХ, что и стало причиной жалоб аниматоров. В настоящее время «Казахфильм» не может произвести окончательный расчет по выплатам и продолжает работать над разрешением данной ситуации в судебном порядке. 

Также сообщаем, что решением Специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 27 мая 2024 года, взыскано с киностудии в пользу НАО оплаченный аванс в сумме 36 миллионов тенге и неустойку в сумме 3 миллиона 840 тысяч тенге и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 миллион 195 тысяч тенге. Встречный иск «Казахфильма» к НАО о понуждении подписать финансовые и творческие отчеты, пока оставлен без удовлетворения судом. Мы обжаловали указанное решение в апелляционной инстанции – Алматинский городской суд. Сейчас оно находится на рассмотрении. 

Сейчас «Казахфильм» работает над полнометражными фильмами: «Капитан Байтасов» и «Шырмауық», документальными фильмами «Здравствуй, добрый человек» и «Соңғы парыз», а также детскими художественными фильмами при поддержке частных инвесторов «Жабайы» и «Болмаған балалық шақ». 

Напоминаем, что мультфильм «Алтын Адам» повествует о приключениях сакского воина, который отправляется на пик Хан Тенгри в поисках Огня Жизни.

Фото: Sputnik / Тимур Батыршин

Какие проблемы есть в индустрии? 

В публикации от Министерства культуры, которая вышла 20 февраля текущего года, говорится, что даже несмотря на государственное финансирование, представители казахстанской индустрии кино не заинтересованы в её развитии. Это касается и мультипликации, в том числе. Например, в публикации отмечается, что за пять лет существования Центра кино было профинансировано 103 проекта на сумму в 19 миллиардов тенге. Из этого количества проектов восемь должны были стать анимационными. Но ни один из фильмов, созданных с 2019 года, так и не был представлен казахстанскому зрителю. 

Это такие работы, как «Кенже кыз», на производство которого ТОО «ADAY PRODUCTION» выделено 232,8 млн тенге, «Караван историй» ТОО «Ырысы Ақ Қазақстан» стоимостью 213,9 млн тенге, «Колыбельная» ТОО «Dala Animation» 32,4 млн тенге и другие», – говорится в публикации. 

Министр культуры и информации Аида Балаева в своём видеоролике отметила, что «судьба «Казахфильма» – это судьба всей отечественной индустрии». Аниматоры, которых мы проинтервьюировали, также отмечают ряд проблем в сфера казахстанской анимации: 

Камиля Жакиянова, фрилансер, художник по персонажам, фонам, концепт-художник:

За годы практики мне удалось поработать с телеканалом «Балапан», студией «Adai Production», «Khan Comics» и студией «Glitch», а в «Казахфильме» была задействована на небольших проектах. Сейчас занята в «TARTARIA Animation». 

Заметила такую тенденцию, что казахстанские художники, в основном, заняты фрилансом. Это происходит потому, что в отечественных студиях очень маленькая зарплата, а проекты гасят. Начинающие аниматоры плохо разбираются в документах, а многие вообще не видят договоры в глаза. Иногда бывает, что заказчики сами не умеют их составлять либо делают недействительные документы. Но во всех проектах, которые я утверждала с «TARTARIA Animation», «Khan Comics», «Adai Production» и «Glitch», мне хорошо платили за работу, и я не жалуюсь.

Проблемы есть во всей индустрии – куда ни глянь. У нас нет специальных сообществ аниматоров, мало показов, слабое образование и отсутствует современное оборудование. Я окончила Казахскую национальную академию искусств несколько лет назад, но по сей день весь инструментарий остаётся прежним. Знаю точно, что сегодня многие аниматоры работают на своём оборудовании. 

Если говорить про «Казахфильм», то туда тяжело попасть, но и работать с ними сложно. Из хороших студий знаю только инди-студию ARA Studios, которую основатели содержат на свои деньги. Авторские проекты выходят тоже под их спонсорством. Было бы хорошо, если бы в нашей государственной студии исправили некоторые моменты, тогда, я уверена, все будут приходить работать туда». 

Виолетта (имя изменено по просьбе героини), участница «Қазақ анимациясының мәселелері»:

То, что в Казахстане слабо развита мультипликация, – это результат сразу нескольких факторов. Это и коррупция, и кумовство, и отсутствие цели в реализации фильмов на рынке, и консерватизм. Сюда ещё можно добавить халатное отношение к производству в целом. 

Питчинги проводятся, деньги выделяются, но ни процесс работы, ни конечный результат никем не контролируется. Например, десятиминутный мультфильм «Дерево Амен-ага». Скорее всего никто и не слышал о нём, а фильм есть! На него выделили 40 миллионов тенге, но при этом он выглядит так, как будто был сделан первокурсниками за шоколадку. Хотя, учитывая такие деньги, выходит, что на производство было потрачено 66 тенге за секунду. 

В нашем деле всегда должен быть человек со стороны тех, кто выделяет деньги, чтобы контролировать процесс. Это бы решило многие проблемы». 

Анита Черных, режиссёр-аниматор:

В отечественной анимации слабо развит институт продюсирования. Мы, как и в советское время, рассматриваем эту сферу только как воспитательный продукт для детей. Мультфильмы, которые мы выпускаем, не преследуют цели стать продуктом для проката. Они пытаются нести в себе поучительный нарратив, который якобы будет интересен зрителю благодаря культурному коду. В силу того, что нет заработков от кассовых сборов, производители стремятся получить побольше денег еще на этапе продакшена. 

В мире есть множество примеров успешных кейсов анимации, которые являются частью конкурентоспособного рынка. Там мультипликация рассматривается как продукт, который принесет больше денег от продажи. Поэтому за рубежом в эту сферу стремятся попасть как можно больше специалистов, которые точно знают, что их работы покажут по всему миру. 

Наши казахстанские аниматоры соглашаются на отсутствие выплат и работу без договоров. Из-за того, что наибольший объём работы сконцентрирован на «Казаханимации», у студентов и молодых аниматоров просто нет выбора куда уходить в лучшие условия. Стремясь получить необходимый опыт, они соглашаются на любые условия, которые выставляет студия».

Нурболат (имя изменено по просьбе героя), участник «Қазақ анимациясының мәселелері»:

Я работал в двух студиях – частной и государственной. В обеих избегают договоров и остаются должными сотрудникам. В первой студии мне частично выплатили долг, а вот во второй – нет. Государство поддерживает сферу мультипликации, выделяет средства, но каким-то образом фильмы так и не выходят. В государственной студии, где выделяются сотни миллионов, на вопросы: «Где наша зарплата?»,

«Когда она будет?» руководство проекта отвечало, что их в очередной раз заставляют переделывать проект, не принимают их работу. Поэтому не выделяют деньги, а все также ждут, как и мы. Там привыкли перекладывать ответственность. И ты не понимаешь, что делать в такой ситуации и к кому обращаться. 

Наши аниматоры, работая с утра до ночи, отдают свое здоровье и время и перерабатывают на работе, где их труд не ценится. Не выплачивают заработные платы, заставляют работать сверхурочно и незаконно нанимают сотрудников. Возможно, кому-то это удобно — получать качественную работу от внештатника, которому можно потом не платить. Такие условия распространены во многих студиях. С поиском работы есть проблемы». 

Казахстанская анимация умирает? 

Переработки и большой объём работы не новы для мировой анимационной индустрии. Аниматоры жалуются на депривацию сна, депрессию, отсутствие «work-life» баланса. Причиной этому служат постоянно растущие требования рынка. Однако заработная плата остается низкой, а вот конкуренция – очень высока. Современные студии, чтобы сэкономить, стараются находить специалистов через аутсорс-сервисы. Многие из них являются выходцами из стран СНГ. Аниматоры, с которыми нам удалось поговорить отмечают, что работать с иностранными компаниями проще и удобнее, чем с казахстанскими. 

Я считаю, что индустрия в Казахстане умирает. У нас много классных специалистов. Однако они все выходят на международные рынки, чтобы зарабатывать достойные деньги. Какие-то интересные вещи, которые двигают культурное наследие страны, делаются в свободное время. 

Современный аниматор должен знать очень много вещей. Но эти знания и навыки не оцениваются достойно – зарплаты очень низкие. На доход с анимации вряд ли получится прожить. Максимум, что мне могут предложить, это 300 тысяч тенге. А у меня жена и двое детей, я просто не могу себе позволить зарабатывать так мало. После обучения, к примеру, вынужден был около полугода работать охранником, просто чтобы иметь возможность заниматься анимацией», – говорит Ерболат, 3D-художник, аниматор.

 Sputnik / Тимур Батыршин

Я бы очень хотела развиваться как аниматор в Казахстане. Но пока встречалась только с грубым и бесчеловечным отношением к художникам. Сейчас работаю с иностранными площадками. Не утверждаю, что они лучше, но если они задерживают с оплатой или совершают какие-то ошибки, то, хотя бы, извиняются. На данный момент моя ставка составляет 40 долларов в час, как минимум. Либо работаю по-договоренности. Например, недавно брала иностранный заказ за 250 долларов в неделю только за раскадровки», – делится с нами Зульфия (имя изменено по просьбе героини). 

На сегодняшний день средняя зарплата аниматора в США составляет от 49 до 62 тысяч долларов. В Казахстане люди, которые задействованы в сфере искусства, в среднем получают 206 502 тенге, по данным Бюро Национальной статистики. Конечно, заработная плата аниматоров может варьироваться в зависимости от проекта, студии, количества затраченного времени.

Проектов у нас и так мало, так за них еще и очень мало платят. Например, на телеканале «Балапан» за один-два месяца работы могут заплатить от 150 до 300 тысяч. Не больше. У аниматоров оплата идет по секундам, и кто-то берет 15 тысяч, а кто-то – еще меньше. Это низкая оплата труда, учитывая объем работы и то, что можно легко посадить свое здоровье и ментальное состояние. 

Мы любим свою работу, поэтому многие соглашаются на низкооплачиваемые проекты. Поэтому, мне кажется, важно менять и самооценку художников, и саму индустрию», – отмечает Камиля Жакиянова, фрилансер, художник по персонажам, фонам, концепт-художник.

Анита Черных, режиссёр-аниматор:

Регулировать работу киностудий должен рынок. Государство не имеет возможности беспристрастно рассматривать каждый отдельный кейс. Потому, если работы государственной студии не слишком успешны в финансовом плане на мировом рынке, нужно менять команду, пока ситуация не улучшится. Сейчас же мы видим в анимационных проектах «Казахфильма» одни и те же имена».

Министерство культуры в своем сообщении отметили, что приняли решение изменить подходы к развитию индустрии кино и пересмотреть условия оказания поддержки кинематографистов.Теперь при конкурсном отборе будут учитываться эффективность авторов фильма и кинокомпаний по реализованным картинам. 

Тем самым, Министерство культуры обязуется обеспечить законность и порядок при производстве фильмов. Оно подчёркивает важность оказания государственной киностудии «Казахфильм» необходимой помощи, которая обеспечит стабильность и развитие индустрии в стране. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Зелёный — новый чёрный. Что нужно знать к концу #bratsummer Чарли XCX
Культура
#музыка
Зелёный — новый чёрный. Что нужно знать к концу #bratsummer Чарли XCX
Почему «Все совпадения неслучайны» Куарона нужно смотреть и смотреть до конца
Культура
#кино
Почему «Все совпадения неслучайны» Куарона нужно смотреть и смотреть до конца
Джокер: слишком мало безумия на двоих
Культура
#кино
Джокер: слишком мало безумия на двоих
Слушаем новый релиз Rusha — «Beinem Oiyńda»
Культура
#музыка
Слушаем новый релиз Rusha — «Beinem Oiyńda»
Фестиваль Yandex Park Live состоится уже в эти выходные
Город
#события
Фестиваль Yandex Park Live состоится уже в эти выходные