Воспитанию детей казахи всегда уделяли особое внимание. Это отношение дало начало многим обрядам и традициям. Одна из них – «Баурына салу» или «Немере алу», когда первенца отдавали в дом бабушки и дедушки. В современных семьях от этой традиции отказываются, но всё ещё можно встретить людей с такими историями. Мы поговорили с ними и узнали, как это на них повлияло.
Согласно традиции «Бауырына салу», первый внук в семье отдавался родителям отца. Считалось, что у молодых (а в то время рано женились) опыта воспитания детей гораздо меньше, чем у вырастивших своих детей бабушек и дедушек. Обычно от семьи отлучали в возрасте полугода, а то и раньше. Когда ребёнок достигал определённого возраста, он мог выбрать, с кем жить дальше. Сегодня эта традиция потеряла актуальность, но истории, когда ата и әже занимались воспитанием внуков вместо родителей, всё ещё встречаются.
Мы поговорили с людьми с такими историями и узнали, как это на них повлияло.
Айнура, 24 года
Я воспитывалась у бабушки, пожалуй, по одной из самых тривиальных причин — финансовые трудности. Когда мне было 3-4 года, папу посадили в тюрьму в первый раз (за «преступление без потерпевшего», по моему мнению). Тогда мы мамой переехали жить к бабушке, с которой я итак проводила каждые выходные. Однако перед моим походом в первый класс папу посадили надолго и мама решила уехать на заработки в Астану. Так я осталась с бабушкой, которая и воспитывала меня до 18 лет.
Мама периодически приезжала и отправляла деньги. Когда мне исполнилось 11, она и вовсе вернулась в город. Но я осталась жить с бабушкой — это было удобнее, у бабушки своя квартира и не надо мотаться по съёмным, квартира была недалеко от школы, да и привычка жить с бабушкой уже сформировалась.
Я думаю, воспитание у бабушек/дедушек — это не «казахская» традиция, а больше традиция бедных постсоветских стран. У меня есть русские друзья, которые также воспитывались у бабушек по схожим причинам. Есть родственники, которых в 90-х отправили другим родственникам на воспитание, так как они могли накормить и “одеть” ребёнка».
Камила, 22 года
Мои родители поженились в возрасте 19 лет. Затем родилась я. Денег не было, надо было на что-то жить. Вот они и работали днями и ночами, а меня отдали бабушке. У меня был идеальный баланс. Строгая бабушка всегда делала упор на моё образование, занималась воспитанием. А родители, наоборот, позволяли всё. Сейчас мы все живём в одном доме и с родителями у меня отличные отношения.
Бабушка научила меня всему. Отдавала почти во все секции, которые были в городе: курсы английского языка, музыкальная школа, плавание, вокал и танцы. Учила меня работе по дому: как готовить, убираться. На родителей я обиду не держу. Так скажем, выросла, стала всё понимать. В подростковом возрасте обижалась, ревновала к младшему братику. А сейчас родители обижаются на меня, потому что я всё свое время посвящаю бабушке и советуюсь только с ней.
Айсулу, 24
Впервые меня отдали ажеке, когда мне исполнился годик. Сама я этого, конечно же, не помню и знаю только из рассказов мамы. По её словам, в конце 90-х они с папой были вынуждены продать наш большой дом, так как у папы возникли проблемы на работе и долги. Сложные времена совпали с рождением третьего ребёнка – то бишь меня.
У ажеки я провела полгода. Затем мама забрала меня назад в семью и родной город. Однако каждое лето мы всё равно возвращались в Алматы на несколько месяцев к ажеке. Сейчас это одни из самых счастливых воспоминаний в моей жизни. В более осознанном возрасте я узнала, что ажека на самом деле мне не бабушка, а старшая сестра мамы. Однако это ничего не меняет, ведь для меня она создала образ той самой любимой ажеки».
Вам будет также интересно
«Прожитая жизнь – не моя»: истории женщин, которых украли замуж