Основной контент живёт в диджитал формате, что дарит каждому возможность стать креатором и делиться своими мыслями, экспертизой, мнением и творчеством. Однако несмотря на глобальную цифровизацию, печатные издания не исчезли. Мы видим, как медиа и художники возвращаются к материальным носителям, переосмысливая их, и ощущаем, что ценность печати лишь возрастает. Интернет освободил бумагу от необходимости тиражировать массовый контент, позволив ей стать местом для значимого и ценного, — того, что хочется превратить в материальный объект, который можно подержать в руках.
Один из самых популярных форматов независимых изданий — зин. Его можно назвать символом авторской свободы, ведь главная идея — каждый может стать автором. Это может быть дизайнер, художник, актёр, фотограф или офисный сотрудник, которому не хватает возможности реализовать свой творческий потенциал на работе. «Для зина прежде всего важен внутренний посыл и авторский драйв. Есть большое количество очень простых зинов, которые делали любители, но их идея, подача и изобретательность просто сносят крышу всем, кто берет их в руки», — считает Никита Алексеев, создатель интернет-магазина зинов и независимой печати Benzine.
Как они появились?
Хотя зины возникли только в 1930-х, их корни можно обнаружить глубже в истории. В Европе предшественниками стали ранние печатные издания, такие как памфлеты, которые активисты XVI и XVII веков использовали для распространения антигосударственных идей. Эти материалы, часто публикуемые анонимно или под псевдонимами, распространялись вручную и служили средством для выражения критических и провокационных мыслей. К XIX веку в Европе появилась радикальная пресса — небольшие журналы на острые политические и социальные темы, печатавшиеся в скромных типографиях и распространявшиеся через активистские сети.
С развитием комиксов в 1930–50-е годы и ростом их фанбазы начало формироваться фанатское творчество, что послужило толчком к появлению первых зинов. Поклонники создавали свои журналы-комиксы (fan-zines) для обсуждения книг, авторов и фантастических идей. К 1970-м годам корень «фан» отпал, и свои небольшие издания начали выпускать панк-музыканты, феминистки, активисты, художники, скейтеры — все, кто хотел делиться своими идеями и чьи интересы ещё не слишком были коммерциализированы. Зины особенно были популярны среди панк-культуры с её DIY-этикой — «делай сам». Они стали важной частью панк-движения, используясь для обмена информацией о музыке, анонсов концертов и политических высказываний.
Фото 1: Карикатура на короля Луи Филиппа в журнале La Caricature, Оноре Викторен Домье, 1831
Фото 2: Riot Grrrl №1, Молли Ньюман и Эллисон Вулф, июль 1991 года.
С развитием интернета пространство для свободы слова и творчества переместилось в онлайн-среду, и зин-культура на время ушла в тень. Сейчас зины возвращаются, становясь источником вдохновения для художников и авторов, принимая разные формы и направления.
Разнообразие форматов и тем позволяет каждому автору выразить своё видение и найти аудиторию. Зины также создаются вручную с использованием коллажей, рисунков и печатных текстов, а затем копируются на обычном ксероксе, что делает процесс доступным и недорогим.
Найти зины можно на ярмарках, в независимых книжных магазинах, а также через личные блоги авторов или комьюнити.
Формы зинов
Самая простая форма зина — это обычная тетрадь. Размеры могут варьироваться от небольшого формата А6 до крупного А4, но встречаются и меньшие, и более крупные варианты. Формат также разнообразен: вытянутый, квадратный; в одном зине могут сочетаться страницы разного вида. Одна из популярных форм — многостраничный зин, сложенный из одного листа. Вариантов форм сегодня множество, люди активно экспериментируют в зависимости от своих идей.
Фото 1: «Неопознанное лето» Лизы Демченко
Фото 2: Le Chaos by Mélanie Corre. Leporello книга / гармошка
Фото 3: «Санаторная книжка» Кристины Шкилёвой
Другие формы печати
Помимо зинов среди арт-проектов мы встречаем и другие форматы печати: книга художника (artist book), фотокнига, комикс, открытка и книга-объект. Все они имеют много общих черт, разделение их на жанры не всегда актуально, но всё же различия есть. Каждый формат позволяет авторам выразить свои идеи и эксперименты по-своему
- Артист-бук (artist’s book)
Это произведение искусства в форме книги, в котором содержание, дизайн, и форма тесно связаны. Артист-буки часто создаются в ограниченных тиражах или даже в единичных экземплярах и могут включать различные материалы и техники. Такой формат часто используется для экспериментального искусства, где визуальные, текстовые и тактильные элементы объединяются в уникальный объект. - Фотокнига
Фотокнига — это формат, в котором фотографии подаются как серия, создающая визуальное повествование. Фотокниги бывают документальными, концептуальными и личными — от исследований улиц города и личных архивов до глубоких визуальных размышлений. В фотокниге автор тщательно подбирает изображения и их порядок, создавая историю или концепцию, которую невозможно выразить одной фотографией. - Арт-комикс или графический роман
Это визуальные истории, в которых художники совмещают элементы комиксов с личными и художественными экспериментами. Арт-комиксы часто отражают уникальный стиль художника и развивают альтернативные методы повествования, представляя сюжет в виде серии визуальных сцен. - Постеры и открытки
Хотя мы привыкли воспринимать книгу как единый объект из нескольких страниц, формат постеров и открыток может складываться в цельную серию. Такие серии можно приобрести как по отдельности, так и в комплекте. - Книга-объект
Это формат, где книга выходит за рамки традиционной формы и представляет собой сложную конструкцию, в которой могут быть использованы нестандартные материалы. Книга-объект может сочетать элементы скульптуры и инсталляции, становясь экспериментальным произведением, которое привлекает внимание не только к содержимому, но и к форме.
Каждый из этих форматов — способ выйти за рамки традиционных книг и создать уникальный объект, с которым зритель взаимодействует по-новому.
Авторские издания в Казахстане
Авторские издания в Казахстане также существуют в разных формах, выступая важным способом самовыражения для местных художников и авторов.
С 2022 года художник Дамир Мухаметов активно создаёт артист-буки в формате междисциплинарных коллажей. Его работы представляют собой экспериментальные и откровенные диалоги между художником и миром, создавая экспериментальные дневники, где визуальные образы сочетаются с текстом, создавая многослойное повествование.
Говоря о соприкосновении с темой личного опыта, сразу вспоминается работа Айданы Досаевой QUT, созданная в 2023 году в рамках арт-резиденции Re-practice. В этом зине Айдана рассказывает историю о семейных отношениях и взаимопонимании, воплощённом в совместном творческом процессе. Каждый член семьи участвовал в проекте, рисуя портреты друг друга. Иллюстрации и фотографии процесса были собраны вместе, создавая цельное и интимное произведение.
Одним из последних значимых проектов зинов стало издание коллектива Art Platform, созданное в рамках исследования Балхаша и представленное на выставке «Переплетая климат, вода и сообщества». Итогом этого исследования стали два зина. Первый зин Наш Балхаш представляет собой документальный каталог арт-интервенций, путешествий и коллективных практик, которые участники проводили в окрестностях озера Балхаш. Это собрание фотографий, зарисовок, текстов и наблюдений формирует художественный каталог, в котором Балхаш отражается через уникальное восприятие каждого автора. Зин позволяет зрителям познакомиться с личным видением участников, давая возможность не только понять их восприятие Балхаша, но и найти отклик в своих собственных чувствах и размышлениях.
Второй зин, Наш Бектау-Ата, включает записи чувств, впечатлений и размышлений, которые возникли у участников в процессе общения с жителями села Бектау-Ата — поселения, находящегося неподалеку от озера. В этом издании собраны мысли о традициях, образе жизни и проблемах, с которыми сталкиваются местные жители. Зин раскрывает Балхаш через призму человеческих историй, создавая акцент на сопричастности и глубокой связи с этим уникальным местом и его культурным ландшафтом.
Эти два зина формируют комплексный взгляд на Балхаш — не только как на природный объект, но и как на культурный ландшафт, богатый историями и значениями, которые нашли свое отражение в этих уникальных изданиях.
В дополнение к исследованиям реальности и документальным проектам, существуют издания, обращённые к вымышленным проектам. Одним из таких проектов стал журнал If.zine, появившийся в 2023 году и посвящённый «вымышленному современному искусству». Хотя проекты, представленные в журнале, являются воображаемыми, их рефлексия и тематика остаются актуальными и значимыми для читателей. Первый выпуск — «MATA Edition» — исследует, как деятели культуры интерпретируют и осмысляют политические события, анализируя свою личную и творческую ответственность. Особое внимание уделено восприятию событий 2022 года и трагедии Қаңтар.
Эти проекты пока существуют в малых тиражах, и найти информацию о каждом из них не всегда легко, но это не значит, что авторских изданий нет.
Художники и иллюстраторы активно пробуют себя в создании зинов и других печатных проектов, которые можно встретить на полках магазинов, таких как Qiyal Comics Store, Tartpa и Traesh Archive.
Основная цель özin zine fair — показать разнообразие независимых авторов, наладить их связи и вдохновить на новые творческие проекты. На выставке-ярмарке можно будет не только ознакомиться с зинами и приобрести их, но и погрузиться в атмосферу DIY-искусства, обсудить идеи с создателями и даже создать что-то своё. Также вас ждёт концерт концерт c выступлениями Arsen Dossan, Menrasaitam, Alystadyn, Kezen. Özin — это про возможность говорить о значимых и увлекательных вещах через простые форматы, объединяя личные истории и различные арт-практики, не забывая при этом веселиться и наслаждаться процессом.
Выставка-ярмарка öziñ zine fair от проектов 50.elu и Traesh Archive пройдёт 16-17 ноября в Доме на Барибаева, 36.