В классической литературе, в частности в античной, главный герой (протагонист) противостоит антагонисту. Это противодействие является одной из движущих сил центрального конфликта. Герой (греч. heros) возникает в греческой мифологии как идеальное изображение человеческой силы и духа, как благодетель и учредитель порядка. А антигерой (от греч. предлога anti — против, вопреки) — это культурный персонаж, лишённый героических черт. Трикстер же (англ. trickster — ловкач, обманщик) представляет собой «демонически-комического двойника культурного героя», наделённого чертами плута и озорника. Он — существо, будь то дух, человек или животное, которое не следует общепринятым правилам.
У каждой эпохи в истории культуры был свой трикстер, чаще всего отличающийся своеобразной внешностью или экстравагантным стилем. Среди известных трикстеров, воплощённых на экране или сцене, — Мефистофель, шекспировский горбун Ричард III, булгаковский Коровьев, Битлджус, Тайлер Дёрден, Вилли Вонка, Алекс из «Заводного апельсина», и, конечно, Джокер.
С приближением выхода нового фильма «Джокер: Безумие на двоих» интерес к этому персонажу вновь усиливается. Мы увидим не просто привычного злодея, а трикстера нашего времени, в неизменных ярких костюмах, которые всегда были важной частью его визуальной иконографии.
«Ричард III», реж. Томас Остермайер. Художница по костюмам Флоренция фон Геркан
«Битлджус», реж. Тим Бёртон. Художники по костюмам Эджи Джерард Роджерс, Коллин Этвуд («Битлджус 2»)
Впервые Джокер появился в комиксе «Batman #1» в 1940 году, став первым полноценным суперзлодеем Бэтвселенной. Споры о его создании ведутся до сих пор: Боб Кейн, Джерри Робинсон и Билл Фингер, каждый приписывал себе заслуги в разработке этого персонажа. Робинсон утверждал, что принёс Кейну и Фингеру набросок Джокера с игральной карты, в то время как Кейн указывал на образ Гуинплена из фильма «Человек, который смеётся» как на главный источник вдохновения. Как всё было на самом деле — остаётся тайной, но в 1940 году на свет появился культовый персонаж, который станет неотъемлемой частью поп-культуры на десятилетия вперёд.
Классический костюм Джокера включал в себя фиолетовый пиджак и брюки, белую рубашку, чёрную ленту вместо галстука, зелёные волосы и узнаваемый грим. Со временем его внешний облик эволюционировал, однако фиолетовый цвет оставался неотъемлемым элементом образа до выхода фильма «Джокер» 2019 года режиссёра Тодда Филлипса. Этот фильм стал поворотным моментом, предложив нам новую интерпретацию как самого персонажа, так и его костюма.
Комикс «Бэтмен #1»
Фиолетовый — не самый распространённый цвет как в кино, так и в природе. Чаще всего он ассоциируется с чем-то мистическим или депрессивным. Согласно теории цвета Иоганнеса Иттена, фиолетовый символизирует «бессознательное и таинственное». «В зависимости от соседних контрастирующих цветов он нередко может вызывать у зрителя даже гнетущее настроение». «Свет этого рода, падающий на ландшафт», — говорил Гете, «наводит на мысль о всех ужасах гибели мира» («Искусство цвета»).
В кино и анимации фиолетовый традиционно связывают с антагонистами. Например, в диснеевских фильмах этот цвет носят такие злодейки, как Злая королева из «Белоснежки», Изма из «Похождений императора» и Урсула из «Русалочки», у двоих последних фиолетового оттенка не только одежда, но и кожа.
До XIX века фиолетовый не был популярен из-за своей труднодоступности. В древнем Риме полностью пурпурное одеяние мог носить только император, а в религиозном костюме фиолетовый — цвет епископов. Последними вдохновлялась Милена Канонеро при создании формы в «Отель “Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона. Она же работала над костюмами для «Заводного апельсина» Стенли Кубрика, где образ Алекса позже повлиял на создание Джокера в «Тёмном рыцаре».
«Заводной апельсин» (1971), реж. Стенли Кубрик. Художница по костюмам Милена Канонеро
«Бэтмен» (1966)
Первое воплощение Джокера на большом экране произошло в фильме и одноимённом сериале «Бэтмен» 1966 года, режиссёром которого стал Лесли Х. Мартинсон. Роль Джокера сыграл Сесар Ромеро, и его версия персонажа сильно отличалась от образа, знакомого нам сегодня. В нём ещё нет того безумного трикстера, с которым у нас ассоциируется Джокер. Здесь Джокер выглядит комедийным, почти карикатурным антагонистом, больше похожим на озорного шутника.
Стилистика фильма, как и сериала, вобрала в себя ярко выраженные элементы из комиксов и мультфильмов. Манера игры актёров, костюмы и даже визуальные эффекты с текстовыми выносками, которые всплывали на экране при ударах. Это была лёгкая и безобидная интерпретация, что соответствовало духу «Серебряного века комиксов» (1956–1970). В этот период сюжеты комиксов стали более невинными, что было связано с введением «Кодекса комиксов» — строгой цензуры, регулировавшей содержание произведений.
Костюм Джокера в версии Сесара Ромеро был ярким розово-фиолетовым, и, в отличие от более поздних интерпретаций, не вызывал того «гнетущего» настроения, о котором писал Иттен.
Этот образ сыграл важную роль в истории экранизаций персонажа. Джокер Ромеро заложил основу для того, как персонаж будет развиваться в будущем — от комического злодея до символа хаоса и безумия.
Художница по костюмам Пэт Барто
«Бэтмен» (1989)
В 1970—80-е сюжеты комиксов стали более взрослые и жестокие. Джокер вернулся к своему первоначальному образу клоуна-убийцы, а не хулигана весельчака.
В 1989 году выходит культовый фильм Тима Бёртона «Бэтмен». На роль Джокера рассматривались Уиллем Дефо, Тимоти Карри и даже Дэвид Боуи, но в итоге роль досталась Джеку Николсону, который впечатлил продюсеров своей игрой в фильме «Сияние».
Отличительная особенность этого фильма заключается в том, что у Джокера появилась предыстория. В фильме «Бэтмен» Джокер предстает как реальный человек, правая рука босса мафии, и даже получает имя — Джек Напье. С появлением истории возникает и динамика костюма, которой не было у карикатурного Джокера 1966 года.
Сначала мы видим его в классических костюмах синих, серых и чёрных оттенков, но вскоре он переходит к костюму аналогичного кроя, но уже фиолетового цвета. Именно в этом костюме он упадёт в чан с химикатами, и он станет его постоянным атрибутом.
Костюмами в фильме занимались Боб Рингвуд и Тони Данстервилл. Но сам гардероб Джокера шили у Томми Наттера — известного дизайнера мужской одежды, имеющего собственное ателье. Среди его клиентов были The Beatles и Элтон Джон. «Они пришли ко мне, потому что никто другой не смог сшить все эти фраки, — вспоминает Наттер, — в итоге мы сделали около 60 костюмов, потому что понадобилось немало дублей для спецэффектов».
«Тёмный рыцарь» (2008)
«Я, знаешь, кто? Я пёс, бегущий за машиной. Я бы не знал, что делать, если б догнал… Так что я просто делаю. И всё», — говорит Джокер Бэтмену в фильме «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана. Джокер Хита Леджера — совершенно новая экранная интерпретация персонажа. Он — воплощение хаоса и анархии, сама энергия энтропии. И для него, как для трикстера, важен процесс игры.
Костюмы в «Тёмном рыцаре» реалистичные и фактурные. Цвета приглушённые, в том числе и оттенок фиолетового, тщательно подобранный художницей по костюмам Линди Хемминг. Как она сама вспоминает, вдохновением послужили рок-звёзды и бунтари: «Я собрала изображения Джокера из старых комиксов и иллюстрированных новелл, фотографии панк-музыкантов, денди всех мастей, картины Фрэнсиса Бэкона, фото старых клоунов с потекшим гримом, работы дизайнеров Александра МакКуина и Вивьен Вэствуд». А так же Сид Вишес, Игги Поп, Адам Ант, Кит Ричардс, «Заводной апельсин» и так далее.
В комиксах разных лет Джокер иронично примеряет на себя различные образы, включая костюм Бэтмена. Джокер Леджера — мастер перевоплощения. Так же ловко, как он каждый раз придумывает новую версию появления своих шрамов, он примеряет на себя разные роли — медсестры, полицейского или неприметного грабителя банка. С одной стороны, это часть веселья и игры, с другой — практическая необходимость.
Художница по костюмам Линди Хемминг
«Отряд самоубийц» (2016)
В «Отряде самоубийц» Джокер, сыгранный Джаредом Лето, — второстепенный герой. Ему отведено всего несколько минут экранного времени, и запоминается он в основном своим эксцентричным стилем. На мой взгляд, его образ перекликается с Джокером из комиксов «Batman: R.I.P.» и «Бэтмен. Книга 6. Эндшпиль». Джокер Лето выглядит довольно китчево — это сочетание хипстера и наркобарона из латиноамериканских картелей в одном лице с примесью эстрадной культуры.
«Джокер» (2019)
Бэтмен никогда не убьёт Джокера, чтобы не стать похожим на него, а Джокер никогда не убьёт Бэтмена, потому что без него будет слишком скучно. Они обречены вечно сосуществовать, сохраняя баланс хаоса и порядка. Но в 2019 году выходит фильм Тодда Филлипса, где Джокер становится главным героем. Это уже не фильм по комиксам, а глубокая социально-психологическая драма, частично основанная на сюжете о Джокере из мультфильма «Бэтмен: Убийственная шутка».
С появлением истории становления трикстера возникает возможность сопереживания ему. А костюмы в фильме превосходно отражают арку персонажа — от комедианта-аутсайдера, живущего с матерью, до безумного убийцы.
Сначала мы видим Артура Флека в мешковатой одежде земляных оттенков, но по мере его превращения в Джокера цветовая палитра в одежде становится всё темнее. А в кульминационный момент тот самый привычный фиолетовый костюм Джокера видоизменяется на красный.
При создании этого костюма художник Марк Бриджес опирался на описание в сценарии: «Выцветший красный костюм, который провисел у него в шкафу многие годы». А одним из источников вдохновения для него был тот самый первый экранный Джокер Ромеро.
И если до этого граница между выдуманным миром и реальным в разной степени, но ощущалась, то теперь Джокер перестаёт быть лишь персонажем комиксов — он становится символом современного общества.
Марк Бриджес на съёмочной площадке
Универсальность и многообразие граней Джокера — вот что делает его таким уникальным. Этот вневременной образ продолжает быть актуальным через десятилетия, находя отклик в каждой новой эпохе. А его костюм — это не просто одежда; это визуальное выражение социальных реалий времени. А чего ты такой серьёзный?