Эволюция образа вампиров в кино: от монстра до гуманиста 

Вампиры часто появлялись в кино ещё на заре кинематографа. В зависимости от эпохи и восприятия вампирской мифологии их облик постоянно видоизменялся. От чудовищного облика Орлока до романтизированного Лестата, вампиры превратились из символов ужаса в стильных и сложных персонажей, адаптируясь под общественные представления о красоте и ужасе. Подробнее рассмотрим эту эволюцию в материале.

Страх перед неизведанным

Носферату, симфония ужаса (1922)

Одно из первых воплощений образа вампира в кинематографе — это Граф Орлок в фильме «Носферату». Его внешний вид шокировал зрителей: бледная кожа, неправильной формы череп, непропорционально большие и острые ушные раковины, скрюченный нос, длинные когти и невероятно выраженные передние клыки. Этот грим создавал жуткую монструозную фигуру. В эпоху немого кино грим играл ключевую роль в передаче эмоций и ужаса, а сильные контрасты света и тени добавляли образу ещё больше мистики и ужаса. 

Образ Графа Орлока появился под влиянием нестабильной обстановки после Первой мировой войны и пандемии гриппа 1918 года, воплощая страх перед всевозможными «чужаками» и эпидемиями. Он не был подобен человеку, он — буквально монстр из других земель, который несёт погибель всему живому. 

Дракула (1931)

Но эталонный образ классического вампира закрепится благодаря Белу Лугоши в роли Дракулы. Его грим был более утончённым, чем у Орлока: бледная кожа, аккуратно зачёсанные назад волосы, выраженные тёмные брови, хищный взгляд и никаких когтей, только идеально сидящий фрак. Образ Лугоши делал акцент на благородстве и элегантности, что отличало его от жутких вампиров предыдущих лет. Вместо чрезмерных искажений лица грим подчёркивал таинственную и аристократическую природу Дракулы, это был один из первых шагов в сторону романтизирования образа вампиров​. 

Сам же Дракула представал как угроза со стороны высших классов, что перекликалось с экономической несправедливостью и классовыми конфликтами того времени.

Сексуальная революция

Невеста Дракулы (1960)

В 1960-х началась сексуальная революция, и вампиры стали выражением подавленных сексуальных желаний. С развитием киностудии Hammer грим вампиров приобрёл более театральный оттенок. В «Невесте Дракулы» женские персонажи-вампиры были подчёркнуто сексуализированы и опасны, что стало ключевым аспектом женского вампирского архетипа в дальнейшем. Основное внимание в гриме уделялось контрасту между яркими алыми губами и бледной кожей. Теперь вампиры — это не просто пугающие, но и безумно соблазнительные создания. 

Новое восприятие молодёжи

Пропащие ребята (1987)

Неряшливый вид, причёски с начёсом, неестественный цвет глаз, чёрные смоки и иногда проявляющиеся клыки: вампиры перестают быть аристократами во фраках, а становятся панками в кожаных куртках и на мотоциклах. 

В 1980-х вампиры стали символами маргинализированных групп общества, особенно в контексте эпидемии СПИДа. В фильме они изображались как отчуждённые подростки, бунтующие против общества. Молодые вампиры, символы свободы и анархии, подчёркивали растущее чувство изоляции среди молодёжи и беспокойство за их будущее.

Дуальность 

Дракула Брэма Стокера (1992)

Фрэнсис Форд Коппола вернул вампиров к готическим корням. Грим Гэри Олдмана в роли Дракулы был невероятно сложным и многослойным. Здесь были использованы разные образы: от старого почти разлагающегося существа с множеством морщин до молодого и привлекательного аристократа. Персонажи вампирш достигли пика изображения сексуальности на экране: полноценный макияж глаз с растушевкой к вискам, ярко выраженные скулы и чувственные губы. Женские образы в фильме раскрывают термин «вамп» в отношении роковых женщин, использующих свою сексуальность для контроля над мужчинами.

В этом фильме грим подчёркивал тему двойственности — вампир как воплощение и жизни, и смерти​. 

Баффи — истребительница вампиров (1997–2003)

«Баффи» вышел на экраны в конце 1990-х годов, именно в это время начинаются подниматься темы гендера, феминизма и страхи подростков. Вампиры в сериале олицетворяли различные угрозы, с которыми сталкивались подростки: сексуализированное насилие, наркотики, депрессия и ощущение отчуждения. Сериал отражал тревоги молодёжи, находящейся на границе взрослой жизни. 

Грим, создающий хищный, но не чрезмерно пугающий облик вампиров, подчёркивал двойственность мира, где угрозы могут быть неочевидными. Он также воплощал страх перед «невидимым врагом» — в частности, киберугрозами и глобальными изменениями. Политический климат конца века, включая напряжение вокруг новых технологий, отразился в этих образах через создание существ, которые выглядят обманчиво нормальными, но опасными при трансформации.

Романтизация вампиров

Интервью с вампиром (1994)

К 1990-м годам изменилось восприятие вампиров, они стали менее пугающими и больше романтизированными персонажами. В «Интервью с вампиром» Энн Райс исследовала темы вечности, одиночества и эстетики смерти, делая вампиров не просто монстрами, а философскими героями. 

В этом фильме грим акцентировал внимание на идее «прекрасных вампиров». Бледная, почти фарфоровая кожа, золотые локоны Лестата (Том Круз) и холодные глаза создавали образы, сочетающие в себе красоту и смерть. Вампиры стали идеальными, почти ангелоподобными существами, что подчёркивало их изоляцию от человеческого мира​.

Сумерки (2008)

Эта тенденция продолжилась в 2000-х с выходом «Сумерек», где вампиры изображались красивыми моральными существами, борющимися с собственной сущностью. Теперь вампир — это монстр по неволе, его тяготит свой уклад существования, он хочет быть лучше. В этот период вампиры отражали мечты и фантазии, связанные с бессмертием, красотой и любовью, а не страх и ужас.

В фильме они стали ещё более приближенными к людям. Их грим был минималистичным: слегка бледная кожа, сверкающая на солнце, как россыпь бриллиантов, с помощью линз подчёркнутые глаза, но без чрезмерных элементов. Это сделало вампиров более доступными и «романтичными», отражая новый тренд в вампирской мифологии​. Теперь зритель сам хочет стать одним из Калленов и играть вместе с ними в бейсбол.

Дневники вампира (2009–2017)

Сериал «Дневники вампира» представляют вампиров не как угрозу, а как сложных персонажей, сталкивающихся с внутренними конфликтами. В это время вампиры стали метафорой для вопросов идентичности, личного выбора и искупления. 

Гримёров можно похвалить за акцент на естественном макияже, который подчёркивал красоту и элегантность вампиров. Одним из ключевых элементов грима в сериале стало появление тонких вен под глазами, когда герои испытывали жажду крови или активировали свои силы. Это делало их образы более хищными, добавляя напряжение в моменты действия. В дополнение к венам использовались контактные линзы, чтобы глаза вампиров становились красными или золотыми, символизируя пробуждение их природы. В моменты охоты или агрессии они могли проявить свои острые клыки. 

Ироничность 

Выживут только любовники (2013)

В начале 2010-х годов образ вампиров стал более утончённым и саркастичным. В фильме Джима Джармуша вампиры показаны как символы элиты, оторванной от реальности и общества. Они переживают глубокую усталость и отчуждение от человеческих проблем.

Грим в этом фильме был максимально стилизованным, подчёркивающим возраст и усталость вампиров: небрежные укладки, будто волосы не мыли несколько дней, бледная кожа, но скорее с сероватым оттенком, лёгкая щетина и отсутствие какого-либо макияжа глаз.  

Реальные упыри (2014) 

Сначала фильм, а затем и спин-офф по нему «Что мы делаем в тени», пародирует вампирскую мифологию, высмеивая идеи бессмертия и власти.

Комедийная сатира на вампиров, грим в этом фильме использовался для создания узнаваемых стереотипов: старомодные вампиры с плащами и остроконечными зубами, которые выглядели одновременно страшно и нелепо. В сериале также добавляется новый вид — энергетический вампир, который способен несколькими предложениями высосать все соки даже у других вампиров. Колин Робинсон выглядит как обычный непримечательный клерк средних лет с залысиной, в очках и рубашке — никаких клыков и сексуальности.  

Современность

Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца (2023)

Фильм, будучи драмой с элементами чёрной комедии, ломает шаблон изображения вампиров, превращая кровопийцу в морально ориентированную личность, которая ищет способы совладать с жаждой крови без насилия. Главная героиня, Саша, молодая вампирша, стремится примирить свою вампирскую природу с глубоким гуманизмом и состраданием. Она отказывается охотиться на людей и испытывает сильное сочувствие к их страданиям

Грим героини акцентирует внимание на её человечности. Она выглядит почти как обычный человек, что усиливает ее образ вампирши, стремящейся не причинять никому зла. В её облике практически отсутствуют агрессивные или мрачные детали, даже её клыки выглядят скорее мило.  

Nosferatu (2024)

Будущий фильм вернет на экраны классический образ вампира, вдохновленный «Носферату» 1922 года. Стоит ожидать возврата к гриму, который подчёркивает нечеловеческую природу вампира: острые уши, безжизненная кожа, длинные клыки, что создает связь с первоисточником. Ждём с нетерпением. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Как умер бьюти YouTube: история одного скандала
Ликбез
#истории
Как умер бьюти YouTube: история одного скандала