Как выглядела бьюти-рутина степных женщин 

Рассказываем, какая женщина в степи считалась эталоном красоты, как кочевницы ухаживали за собой и почему кумыс — это самое универсальное средство в мире.

Утро в степи всегда начинается рано — первые лучи ещё не показавшегося солнца окрашивают всё вокруг в светлые тона и знаменуют начало нового дня для Айбике. Она умывается, заплетает густые волосы в косы и выходит из юрты, стараясь не разбудить тех, кому везёт поспать подольше — стариков и детей. Утренний морозец целует щёки и шею, спускаясь всё ниже, чтобы осесть в траве и превратиться в росу. У Айбике сегодня, впрочем как и всегда, много дел. Ей нужно, в первую очередь, позаботиться о скоте, подоить коров и коз, и сразу же заняться молоком, чтобы оно не пропало, а после приготовить поесть всей семье. Айбике — и мать, и жена, и сестра, и дочь. У неё большая семья, а за спиной — род, и в каждом своём статусе много работы. 

На самом деле, построить единый исторический образ — такой, как выдуманная Айбике — не так легко, так как в разные временные отрезки уклад жизни всё-таки терпел некоторые изменения, хоть и сохранялся вполне чёткий традиционный портрет. И в каждом из них — казахская женщина была хранительницей очага и традиций. Разные исследователи подчёркивали её свободолюбие и независимость, хотя некоторые отмечали, что их могли придумать уже учёные Советского Союза, в котором пытались построить коммунизм и равенство. Гендерное в том числе. 

Тем не менее, однозначно известно, что у женщины, рождённой в казахских степях десятки, а то и сотни лет назад, было много работы — поддерживать хозяйство, воспитывать детей, поддерживать крепкие тесные отношения с родом (что не сильно отличается от образа жизни современной казахской женщины). Однако ухоженность и красота ценились не меньше. Рассказываем, как наши кочевые прапрапрабабушки ухаживали за собой, когда под рукой были только натуральные ингредиенты и вековая народная мудрость. 

Тренды кочевых женщин

«Лицо у неё должно быть плоское, как поверхность солёного озера, а глаза узкие — в большие глаза злые духи ныряют, и она с ума сходит». Так учил Чингисхана выбирать жену отец в фильме «Монгол» Сергея Бодрого-старшего. В казахских степях же, основываясь на фольклоре, можно заметить, что ценилась белизна кожи — чистые лица, похожие на свет луны. Возможно, поэтому сегодня мы имеем обилие женских имён с корнем «Ай». Светлая кожа говорила о высоком происхождении женщины, которой не нужно было работать под солнцем дни напролёт, что было редкостью и таковыми часто оказывались султанские и ханские дочери. 

Кстати, о канонах женской красоты того времени могут сказать и другие дошедшие до нас имена с частым корнем «Шаш» — Сулушаш, Карашаш, Алтыншаш. Действительно, волосы имели почти сакральный смысл и густые, шелковистые, чёрные пряди были предметом большой гордости любой красавицы. 

Засматривались и на глаза: в отличие от монгольских степей в казахских степях большие, обрамлённые пушистыми ресницами глаза очень ценились, как и розовый румянец на щеках, алые губы, стройная фигура с длинной лебединой шеей и осиной талией. Например, вот так Толеген описывает свою возлюбленную Жибек в поэме «Кыз-Жибек», когда встречает её в первый раз: 

«Лоб её светел, чист,

Огонь её глаз лучист,

Топазы — во взорах Жибек,

Алмазы — в подборах Жибек!

<>

Никем не целованный рот

Тюльпаном алым цветёт.

Улыбчивы губы её,

Как сахар, зубы её.

Белое тело её — 

Как чистый, пушистый снег;

Как белой курочки кровь —

Румянец лица Жибек;

Красу её вновь и вновь,

Покуда ты жив, славословь,

Видавший её человек!»

Ко всему прочему, можно заметить внимание Толегена к одеждам Жибек: красавицы носили дорогие одежды и любили украшения, которые крепились к волосам, верхней одежде, конечно, ценились кольца самой разной формы, серьги, ожерелья. Но это был скорее удел женщин, которым повезло родиться в богатой семье. Как же за собой ухаживали все остальные?

Кожа из лунного света

Добиться белой кожи, которую так часто воспевают в сказах и кюях, в степных условиях было непросто, но у кочевниц имелся свой способ. Для этого использовались молочные продукты. Девушки умывались молоком и использовали сметану, айран в качестве увлажняющего крема. Увлажнение было очень важным этапом ухода за собой, ведь кожа из-за природных условий часто обветривалась. Чтобы вернуть ей упругость, женщины варили отвары целебных растений — в ход шли ромашки, стебли тюльпана и другие. В том числе адыраспан. 

Адыраспан или гармала, кстати, хорошо заживляет мелкие трещины и небольшие ранки. Корни гармалы содержат психоактивный алкалоид гармалин. В Южной Америке их использовали для варки аяуаски — галлюциногена, традиционно изготовляемого шаманами индейских племён бассейна Амазонки. Мы тоже его высушивали и сжигали (делаем это и сейчас) примерно в тех же целях, однако в степи адыраспан использовали не только шаманы, но и женщины в своей бьюти-рутине. У них также был и свой пилинг — трава люффа, которая выступала в роли мочалки, удалявшей омертвевшие клетки, тем самым делая кожу мягкой и упругой.

Но самым важным напитком оставался кумыс, которым тоже часто умывались, как и айраном, а также наносили на волосы.   

Магическая сила волос

Густые здоровые волосы — обязательная составляющая кочевого представления о красоте. Длинная толстая коса считалась гордостью девушки, практически ещё одной конечностью, ведь, по поверьям казахом, в волосах хранится жизненная сила женщины, счастье и благополучие. Наши прапрапрабабушки использовали для мытья волос мыло, которое изготавливалось из золы лебеды, перекати-поле, полыни и даже саксаула. Его вываривали, получали щелок и смешивали с жиром и шерстью скота. Добавляли мёд, травы. Волосы отмывались, но становились ломкими и тусклыми. Для нейтрализации щёлочи использовали кислоту — тут-то и пригождались кумыс и айран. Происходила реакция нейтрализации и качество волос улучшалось.

Помимо этого, кочевницы старательно вычёсывали свои волосы и порой наносили лечебную «маску» тех времён — шашмай, состоящего из смеси сливочного масла и яичных белков. 

Косметика и зубы

Кисломолочные продукты пригождались и для ухода за зубами. Белые зубы ценили и поэтично сравнивали с жемчугом. Для их укрепления ели курт, полоскали дёсна отварами степных трав, чистили зубы специальным порошком на основе мела и древесного угля. 

В степи также пользовались косметикой: подводили глаза сурьмой, наносили хну на руки, красили веки басмой. Конечно, подчёркивали брови полумесяцем. Не зря существует ещё одно красивое женское имя — Каламкас, что значит «тонкобровая, чернобровая». Из толчёного риса женщины делали пудру, из цветков эдельвейса — румяна. 

Наша выдуманная Айбике, трудившаяся с самого раннего утра, видится прекрасной черноволосой женщиной с прелестной жемчужной улыбкой. От её рук пахнет парным молоком и травами, а лицо озаряется светом. Великая степь дарила нашим предкам, кочующим из одного её угла в другой, не только скот и кров, поддерживающие жизнь, но и подарки, поддерживающие здоровье и красоту. Прикоснуться к многовековому наследию работы с натуральными ингредиентами можно через бьюти-ритуалы okolo. Бренд вдохновляется природой для создания уходовой косметики и совершенствуя её последними научными достижениями. Так родились коллекции для ухода за лицом, телом и волосами, а также аксессуары для создания уюта и гармонии, которая так ценилась в юрте под шаныраком.

Нашей Айбике бы понравилось. 

 

#партнёрский
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
То, что внутри: убийство идеальных незнакомцев в Восточном экспрессе
Без рубрики
#кино
То, что внутри: убийство идеальных незнакомцев в Восточном экспрессе
Итоги Gorilla Style Wars 2024: Брейкинг вновь на вершине!
Город
#события
Итоги Gorilla Style Wars 2024: Брейкинг вновь на вершине!
Ел тарихын таспалаған «Ағайынды»
Культура
#кино
Ел тарихын таспалаған «Ағайынды»
Как прошёл юбилейный Х сезон Visa Fashion Week Almaty
Стиль
#мода
Как прошёл юбилейный Х сезон Visa Fashion Week Almaty
Созерцательная декоративность: откровения выставки «Русла моих рек»
Город
#события
Созерцательная декоративность: откровения выставки «Русла моих рек»