Никому неизвестный (2024)
Фильм переносит зрителей в эпоху, когда Боб Дилан, ещё никому неизвестный, вступает на путь будущей легенды фолк-рока. Картина охватывает период с 1961 по 1965 годы. Художница по костюмам Арианна Филлипс начала работать над проектом ещё в 2019 году, и за это время она тщательно изучила стиль музыканта. У неё не было доступа к личным архивам Дилана и его гардеробу, поэтому пришлось скрупулёзно изучать фотографии, хронику и воспоминания людей, чтобы воссоздать образы.
В байопиках художникам по костюмам чаще всего приходится повторять уже существующие образы известных личностей. Но что делать, если перед вами сцены, о которых нет исторических данных? Какую куртку мог бы накинуть Боб Дилан, гуляя по Гринвич-Виллидж, или в каких джинсах отправился бы записывать очередной хит? Ответы на эти вопросы лежат в понимании самого человека. Особенность подхода Филлипс к костюму заключалась в том, чтобы почувствовать Дилана, понять, как он выражал свою индивидуальность через одежду. «Я действительно хотела, чтобы одежда показывала молодого человека, который находит свой голос, не только музыкальный, но и в том, как он представляет себя нам», — делится Филлипс.
Меня там нет (2007)
Ещё один фильм о Бобе Дилане, который нельзя обойти стороной, — это «Меня там нет» (I’m Not There) режиссёра Тодда Хейнса, вышедший на экраны в 2007 году.
Эта экспериментальная биографическая драма предлагает необычный взгляд на легендарного музыканта, рассказывая его историю через шесть различных альтерэго, каждого из которых сыграли разные актёры. Здесь нет привычного линейного повествования. Вместо этого Хейнс создаёт своеобразный калейдоскоп, раскрывающий Дилана как личность, артиста и культурный феномен.
Я хотел передать не столько факты, сколько ощущение от Боба Дилана. Его невозможно запереть в одной истории или одном образе», — говорил Хейнс о своём фильме.
Контроль (2007)
В том же 2007 году на экраны выходит «Контроль» (Control) — биографическая драма Антона Корбейна о жизни Йена Кертиса, фронтмена культовой британской группы Joy Division. Фильм исследует внутренний мир музыканта, его борьбу с душевными кризисами, эпилепсией и напряжением между карьерой и личной жизнью.
«Контроль», основанный на мемуарах Деборы Кёртис (Touching from a Distance), рассказывает о жизни Йена перед тем, как он присоединился к группе Warsaw (позднее ставшей Joy Division) в 1976 году, и до его смерти в 1980 году.
Стиль Йена стал неотъемлемым элементом визуальной идентичности Joy Division, отражая отход от театральной эксцентричности рок-звёзд 70-х, оказавших влияние на группу. Кёртис часто упоминал Дэвида Боуи как важнейшее влияние, а сам коллектив возник после концерта Sex Pistols.
Сид и Нэнси (1986)
Если постпанк — это минимализм, то панк — его полный антипод. Это вызов, где чем больше хаотичных деталей, фактур, аксессуаров, тем громче твоё заявление, как электрогитара на пределе. А если приправить панк любовной драмой, то получится «Сид и Нэнси» (Sid and Nancy, 1986) Алекса Кокса о скандально известном басисте группы Sex Pistols Сиде Вишесе и его возлюбленной Нэнси Спанджен. Фильм показывает их бурные отношения, погруженные в хаос панк-сцены 1970-х со всеми неотъемлемыми для этого стиля элементами. А Гари Олдман, который играет Сида Вишеса, даже носит в фильме оригинальную цепочку с замком, которую дала на время съёмок мать музыканта.
Ужин в Америке (2020)
Ещё одна панк-романтика, но уже вымышленная и по ту сторону океана. «Ужин в Америке» (Dinner in America, 2020) — очаровательная чёрная комедия, срежиссированная Адамом Ремайером. Сюжет вращается вокруг двух главных героев: Саймона, бунтаря и панк-рокера, и Пэтти, молодой девушки-аутсайдера. Он — типичный панк, по силуэту напоминающий стиль британских скинхедов: бомбер, рваные футболки, грязные волосы, синяки. Она же выглядит, как ребёнок: яркие футболки, цветные колготки, шорты. Отвергнутые обществом и сталкивающиеся с социальной изоляцией, они находят друг друга. Это история любви и одновременно критика социальных рамок, в данном случае американских. Что особенно ярко отражено в костюме Пэтти в виде мини-платья, сшитого из американского флага.
Ранэвэйс (2010)
«Ранэвэйс» (The Runaways) — биографический музыкальный фильм, основанный на реальных событиях, рассказывающий о становлении одноимённой рок-группы 1970-х годов. В центре истории — отношения между Джоан Джетт (Кристен Стюарт) и Шерри Карри (Дакота Фэннинг), а также их путь к славе, наполненный конфликтами, сексизмом и борьбой за независимость в мужском мире рок-музыки. Для воссоздания сценических образов группы была проведена тщательная работа с винтажной одеждой, а некоторые костюмы были изготовлены вручную, чтобы передать дух эпохи с максимальной точностью.
Лабиринт (1986)
В байопиках визуальный стиль часто определяется личным стилем самого музыканта, но в культовом фильме «Лабиринт» (Labyrinth) Дэвид Боуи активно влияет на создание фантастической атмосферы. В этом фильме Джима Хенсона, где Дженнифер Коннелли играет девушку, решившую спасти младшего брата, похищенного королем гоблинов Джаредом (Дэвид Боуи), Боуи привнес в историю особую магию. Картина обрела культовый статус благодаря сочетанию ярких кукольных персонажей, музыкальных номеров, глубоких тем взросления и, конечно, Боуи. В интерпретации Дэвида король гоблинов предстаёт как «испорченный ребёнок, тщеславный и капризный — как рок-звезда!»
Томми (1975)
Ещё один фильм, в котором главную роль играет рок-музыкант, — «Томми» (Tommy), основанный на рок-опере британской группы The Who и ставший важной вехой в истории музыкального кино. Режиссёром картины выступил Кен Рассел, а главную роль исполнил Роджер Долтри, лидер группы The Who.
Сюжет фильма рассказывает историю мальчика по имени Томми, который переживает травму, после которой он становится глухим, немым и слепым.
Яркая драма сочетает в себе элементы психоделического рока, визуально эффектных сцен и сложных тем, таких как насилие, религия, поиск самоопределения. Особенность фильма заключается в его визуальном стиле, наполненным сюрреалистическими и психоделическими образами, характерными для 1970-х годов.
Бросай читать, собираемся на улицах! (1971)
На четыре года раньше «Томми» в 1971 году выходит бескомпромиссный японский фильм режиссёра Сюдзи Тэраяма «Бросай читать, собираемся на улицах!» (Yami ni Furu, Kaze no Gotoku). Фильм рассказывает о группе молодых людей, которые отказываются от традиционных ценностей общества и отправляются на улицы, бросая вызов социальным нормам. Ищущие свою идентичность в мире, полном разочарования и отчуждения, они олицетворяют японскую контркультуру. Калейдоскоп из цитат французской новой волны, поэзии, философии, западной мейнстрим культуры с хаотичным повествованием и, самое главное, под безбашенную музыку.
В самой структуре фильма заложен рок-н-ролл ,а персонажи выглядят, как современные европейцы в 60-е, вперемешку со сценами в традиционных японских костюмах. И если выглядят они достаточно сдержанно, то на контрасте ведут себя как настоящие панки. И даже финальная реплика героя, смотрящего прямо в глаза зрителю, звучит как вызов: «Я не люблю кино!».
Дос Мукасан (2022)
Байопик о культовом ВИА «Дос Мукасан» (2022) Айдына Сахамана рассказывает о становлении одного из самых популярных музыкальных коллективов в истории Казахстана. В центре повествования — путь к успеху группы, а также внутренний конфликт между двумя её основателями — Муратом Кусаиновым (Максат Сабитов) и Досымом Сулеевым (Мейргат Амангелдин).
События фильма разворачиваются в период застоя и железного занавеса, когда советская конъюнктурная культура диктовала строгие рамки внешнего вида, не допускающие инаковости. Поэтому от картины не стоит ожидать феерии стиля, присущей фильмам с Боуи или о Бобе Дилане. Кроме того, гардероб персонажей представляет собой смесь вещей из 70-х, 90-х, а иногда даже современно выглядящих элементов, что влияет на визуальную аутентичность.
Несмотря на это, легендарные «Дос Мукасан» — весомый повод обратить внимание на фильм.
B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине (2015)
И наконец last but not least — «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине» (B-Movie: Lust & Sound in West-Berlin) — трогательный и ностальгический документальный видеодневник, снятый на супер 8, исследующий бурную музыкальную и культурную жизнь неспящего Западного Берлина. Через архивные кадры и воспоминания Марка Ридера зритель оказывается по ту сторону расколотого на два лагеря города, где царил дух бунтарства, экспериментов и альтернативной музыкальной сцены, незадолго до падения Берлинской стены.
Герои мира Ридера — рокеры самых разных мастей и стилей. В игровом кино образы персонажей конструируются усилиями сценаристов, художников по костюмам, актёров, а в документальном фильме они чаще всего запечатлены такими, какие есть на самом деле. Особенно интересен этот фильм тем, что представляет из себя видеозаметки от первого лица с невероятным количеством стильно выглядящей панкующей молодёжи. «Мне нравится это носить, потому что это раздражает людей», — фраза, идеально передающая дух фильма.